25 лет независимого неба

16 ДЕКАБРЯ КАЗАХСТАН ОТМЕЧАЕТ ВАЖНЫЙ ПРАЗДНИК – ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ. В ЭТОМ ГОДУ НАШЕ СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО ПРАЗДНУЕТ ЮБИЛЕЙ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ – 25 ЛЕТ. ЧТО ЖЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ ДАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НАШЕЙ СТРАНЕ?
С ЭТИМ ВОПРОСОМ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА “SKY” ОБРАТИЛАСЬ К ЭКСПЕРТАМ ОТРАСЛИ – КОМИТЕТУ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАЗАХСТАНА (КГА) И КОМПАНИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ СЕТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АЭРОПОРТОВ ТОО «AIRPORT MANAGEMENT GROUP» (AMG). СОВМЕСТИВ ПОЛУЧЕННЫЕ ОТВЕТЫ, МЫ УВИДЕЛИ ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 25 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОЙ АВИАЦИИ.


АВИАЦИЯ И ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ

Начало
В период с 1991 по 1999 г.г. количество перевозимых воздушным транспортом Казахстана пассажиров снижается в 10 раз.
2003-2007 г.г. (экономический подъем) — происходит рост пассажирских авиаперевозок на 108%. 2007-2008 г.г. (время экономического мирового кризиса)- рост перевозок приостанавливается, но не сокращается.
После 2009 года вновь начинается прирост по количеству перевезенных пассажиров. За последние 5 лет количество ежегодно перевозимых пассажиров казахстанских авиакомпаний увеличивается на 44% (до 5,9 млн. человек).
По итогам 2015 года Казахстан находится на 2-м месте по показателю перевезенных пассажиров среди стран СНГ. Больший показатель лишь у России.
За 25 лет увеличивается число международных авиасообщений с крупными городами в разных странах — заключены межправительственные соглашения в области воздушного сообщения с 36-ю иностранными государствами. Из нашей страны выполняются авиаперевозки по 88 маршрутам в 26 стран. Лишь только в этом году было открыто 7 новых международных направлений, и сейчас ведутся переговоры об открытии еще нескольких новых маршрутов.

АЭРОПОРТЫ

  1. Аэропорты крупнейших городов республики (Астана и Алматы) входят в топ-10 крупнейших международных аэропортов государств-членов СНГ по числу обслуженных пассажиров.

    Аэропорт Алматы занял 6-е место, Астаны – 10-е.

  2. Происходит поступательная модернизация аэропортов.
    По данным КГА, на сегодняшний день в 13 из 20 действующих в стране аэропортов республиканского и областного значения произведена реконструкция взлетно-посадочных полос (ВПП), в 8 – реконструкция пассажирских терминалов. К марту 2017 года планируется завершить реконструкцию пассажирского терминала в международном аэропорту г. Астаны, благодаря чему поднимется уровень обслуживания участников и гостей международной выставки EXPO-2017.

  3. В компании «Airport Management Group», которая управляет аэропортами городов: Астана, Кокшетау, Петропавловск, Костанай, Шымкент и Кызылорда, отмечают появившуюся за годы независимости важность рыночных условий работы.

    «Каждый аэропорт теперь осознает, что находится в конкурентном поле с другими аэропортами Казахстана и близлежащих регионов. Аэропорты стремятся усилить свои преимущества, чтобы как можно больше пассажиров воспользовались их услугами. Кроме того, каждый аэропорт Казахстана теперь стремится увеличивать свою привлекательность для авиакомпаний, это выражается в реконструкциях ВПП и пассажирских терминалов, в обновлении спецтехники, в сертификации аэропортов согласно международным стандартам», — прокомментировало руководство «AMG».

  4. Важный момент — вопрос тарифов в казахстанских аэропортах.

    «Согласно действующему законодательству, тарифы на регулируемые услуги аэропортов должны рассчитываться, исходя из необходимости полного покрытия затрат и получения допустимого уровня прибыли,- рассказали в «AMG». — Однако тарифы по регулируемым услугам большинства аэропортов были утверждены в 2003-2004 годах и не менялись на протяжении последних 10 лет. Затратная часть тарифной сметы, включая нормы производственных расходов и амортизационных отчислений, фонд оплаты труда и т.д., также не корректировались с 2003-2004 г. г. Поэтому на практике некоторые регулируемые услуги аэропортов на протяжении длительного периода являются убыточными, а полученные убытки субсидируются за счет иной деятельности».

МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

Начало

1992 год — молодой Казахстан присоединяется к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, тем самым, беря на себя обязательство по принятию необходимых мер для обеспечения контроля и надзора за деятельностью гражданской авиации внутри страны, и соответствию стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Сейчас

2016 год — в нашем государстве проходит очередная валидационная миссия ИКАО, которая выявляет, что уровень эффективного внедрения стандартов и рекомендуемой практики составил 74%. Это, по данным КГА, соответствует уровню таких стран, как Словакия (75%), Португалия (71%), Люксембург (70%), Литва (70%) и Молдова (72%). Текущий среднемировой уровень равен 63%, а среднеевропейский – 76%.

Для сравнения, еще 7 лет назад в 2009 году уровень эффективного внедрения стандартов и рекомендуемой практики в Казахстане по результатам аудита ИКАО составлял лишь 47%.

РАЗВИТИЕ, КОТОРОЕ ОЖИДАЕТ ГРАЖДАНСКУЮ АВИАЦИЮ КАЗАХСТАНА В БУДУЩЕМ

AMG: Помимо инфраструктурного развития, нам нужна либерализация воздушного пространства (так называемый принцип “Open Skies”).
«Это позволит стимулировать отечественные авиакомпании на честную конкуренцию и снизит стоимость авиабилетов для населения за счет увеличения конкуренции (приход новых авиакомпаний). Также этот режим повысит инвестиционную и туристскую привлекательность регионов и позитивно повлияет на экономическое состояние государства в целом,- объяснили нам в «Airport Management Group». Сейчас мы работаем над тем, чтобы одному из аэропортов, который находится под нашим управлением, присвоили подобный статус, либо предоставляли «пятую степень свободы» для всех иностранных перевозчиков, которые хотят летать в этот аэропорт.

Комитет гражданской авиации: В настоящий момент перед государством стоит серьезная задача по развитию гражданской авиации в стране. Особенную важность она приобретает в свете амбициозных планов по проведению международной выставки EXPO в 2017 году и увеличению влияния Казахстана на международной арене. За 25 лет независимости уже удалось добиться многого в сфере гражданской авиации, и, несомненно, впереди еще много достижений.

«SKY MAGAZINE» ПОРАССУЖДАЛ С КАЗАХСТАНСКИМИ АВИАТОРАМИ О ТОМ, ЧТО БЫЛО И О ТОМ, ЧТО БУДЕТ. ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ ВЫБРАН НЕ СЛУЧАЙНО: ОДНИ ИЗ НИХ ТРУДЯТСЯ В ОТРАСЛИ С ПЕРВЫХ ДНЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ДРУГИЕ — ТОЛЬКО ДОСТИГЛИ 25 ЛЕТ.

ГАББАСОВ РУСТАМ НИКОЛАЕВИЧ

Старший пилот флота «Boeing 757»

Возраст 43 года

Стаж работы в авиации 25 лет

Стаж работы в компании «SCAT» 19 лет

За 25 лет в стране произошло множество изменений, которые вывели государство на новый уровень развития. Наравне со становлением независимого Казахстана развивалась и авиакомпания «SCAT». За этот период произошли существенные изменения в области гражданской авиации РК, и мы гордимся тем, что наша компания стояла у истоков зарождения данной отрасли. Имея в собственности всего 1 самолет и стремление к развитию, авиакомпания достигла больших результатов, став сегодня одной из крупнейших в Республике. Мы имеем самый большой в Казахстане собственный парк воздушных судов, состоящий только из западной техники. Начиная свой путь, 20 лет назад, мы работали не только над своим ростом, но и вкладывали свои ресурсы в развитие авиационной отрасли независимого Казахстана. Сейчас для нашей компании очень важно будущее авиации, в котором главным фактором стабильности являются кадры. Поэтому, мы создали сертифицированный Авиационный Учебный Центр и готовим высококвалифицированных специалистов в сфере авиации, которые, в дальнейшем, становятся ценными сотрудниками для авиационной отрасли РК.

Поздравляю всех граждан Республики Казахстан со знаменательным событием – 25-летием Независимости! Желаю дальнейшего роста и процветания нашей Республике, а мы не будем останавливаться на достигнутых результатах.

 

БАЛАБИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Авиатехник ИАС (инженерно-авиационная служба) аэропорта г. Астаны

Возраст 62 года

Стаж работы в авиации 44 года, в аэропорту – 42 года

За годы Независимости изменилось многое. В 90-е годы аэропорт Астаны обслуживал только три типа ВС – это были АН 24, АН 2 и Ту-154. Соответственно, техника была в наличии для обслуживания только этих типов ВС. С присвоением аэропорту категории ИКАО 3А аэропорт обслуживает все типы ВС без ограничений. В 90-е годы наземная техника была представлена отечественным автопромом. В настоящее же время в аэропорту используется техника ведущих мировых производителей, зарекомендовавших себя на международном уровне. 25 лет назад в эксплуатации использовался пассажирский терминал с двумя телескопическими трапами. Сейчас же количество трапов увеличено до 6. Каждый год вся техника совершенствуется, приобретается новое и улучшенное оборудование. Поэтому необходимо постоянно обучаться, чтобы соответствовать всем критериям безопасности полетов.

 

ГРОМОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

Начальник смены подразделения досмотра службы авиационной безопасности аэропорта г. Астаны

Возраст 56 лет

Cтаж работы в авиации и в аэропорту 36 лет

С каждым годом аэропорт процветает и развивается. Тогда, 25 лет назад не было действующего 5-этажного пассажирского терминала, был двухэтажный с двумя пунктами досмотра. Досмотр пассажиров и багажа проводился практически вручную. Рентген- установки не были такими модернизированными, как сейчас. Сейчас даже иголку можно увидеть в багаже или ручной клади пассажира, тогда же обнаружить это было невозможно.

Мы рады видеть все те положительные изменения, которые происходят из года в год в нашем любимом аэропорту, а также в нашей прекрасной стране! Желаю казахстанцам процветания и мирного неба над головой!

 

МАДАЛИЕВ АНДРЕЙ АХМЕТЖАНОВИЧ

Начальник отдела расписания

Возраст 46 лет

Стаж работы в авиации 25 лет

Стаж работы в компании «SCAT» 13 лет

За 25 лет авиацией была освоена новая авиатехника – от винтовых самолетов до реактивных. Изменилась система обучения и подготовки авиационных специалистов. Авиакомпания «SCAT» открыла свой учебный центр. Навигационные расчеты стали производиться автоматизировано, что намного упрощает работу и делает ее более эффективной. Намного расширилась география полетов наших авиаперевозчиков. Повысился уровень безопасности, досмотра и контроля.

 

АЛТЫБАЕВ ЕРКАСЫМ СЕЙДАКБАРОВИЧ

Начальник службы бортпроводников Возраст 47 лет
Стаж работы в авиации 25 лет
Стаж работы в компании «SCAT» 12 лет

За 25 лет в отрасли гражданской авиации Казахстана произошло очень многое. После распада Советского Союза большинство специалистов остались без работы. Необходимо было возрождать авиацию в Казахстане. Наши авиаторы справились с поставленными задачами, пройдя трудный и тернистый путь. На сегодняшний день в нашей стране современные аэропорты, полный переход на самолеты западного производства с реактивными двигателями, высокий уровень сервиса, обученный технический персонал с международными сертификатами. Безусловно, еще предстоит многое сделать и многого добиться. Впереди поставлены большие задачи. Будем продолжать работать на благо нашей гражданской авиации.

 

АРДИСЛАМОВ РАВИЛЬ МУСАНИФОВИЧ

Второй пилот

Возраст 25 лет

Стаж работы в компании «SCAT» 2 года

Уже сейчас мы живём в развитой стране с большим запасом ресурсов, уровень жизни казахстанцев достаточно высок. Растет количество заводов и фабрик. Уверен, что через 25 лет Казахстан войдет в 20-ку самых развитых государств мира и большая часть населения сможет позволить себе авиаперелеты по любым направлениям. А себя я вижу инструктором на ВС Boeing 787 Дрим-лайнер.

 

ЧЕРНЫШОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА

Бортпроводник

Возраст 25 лет

Стаж работы в компании «SCAT» 4,5 года

Я думаю, что через 25 лет наша авиация очень сильно изменится – и конечно, в лучшую сторону. Аэропорты во всех городах будут оснащены обновленными системами безопасности и комфорта, как для пассажиров, так и для представителей авиакомпаний и аэропортов. География полетов наших авиаперевозчиков значительно вырастет, кроме того, увеличится и пассажиропоток. Уверена, что в будущем очень много людей из разных стран будут рады прилетать в Казахстан ещё и ещё.

 

 

МАКСИМОВ ВЯЧЕСЛАВ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Летный диспетчер производственно-диспетчерской службы авиакомпании (ПДСА)

Возраст 25 лет

Стаж работы в компании «SCAT» 2 года

Я хочу увидеть высокопрофессиональные изменения в авиации Казахстана спустя 25 лет. И я убежден, что все вместе мы сделаем огромный скачок вперед. 25 лет – это длинный путь, значит начинать надо обязательно сегодня. Работа диспетчера авиакомпании только набирает профессиональный опыт в нашей стране. Но, проходя ежегодные обучающие курсы, знакомясь с новыми современными программами, проходя комиссии и проверки, становятся видны качественные изменения не только в нашей работе, но и в авиации в целом. День за днем мы делаем её ещё лучше.

 

БАЙГУЛОВ АСЛАН БАХЫТЖАНОВИЧ

Инженер по планированию летных экипажей

Возраст 25 лет

Стаж работы в компании «SCAT» полгода

Я вижу авиацию Казахстана через 25 лет в оптимистичном ключе: новая инфраструктура мирового класса, множество последних новинок техники, а самое главное – наши авиакомпании, летающие на самолетах собственного производства. Всем казахстанцам, даже студентам – доступны путешествия в любую точку мира без транзита.

 

КУРБАНОВ ВАЛЕРИЙ ТОИРОВИЧ

Пилот-инструктор самолёта «Фоккер-100» авиакомпании «Bek Air»

Возраст 44 года

Стаж 25 лет

За 25 лет мы освоили новые типы авиационной техники. В Казахстане образовалось много новых авиационных компаний, расширилась география полётов. Усовершенствовались системы продажи билетов, оповещения пассажиров, появилась досрочная регистрация на рейс. Сейчас во всех аэропортах и аэродромах страны установлены современные системы для организации воздушного движения, которые соответствуют мировым стандартам и подходят для осуществления взлёта и посадки большинства типов воздушных судов.

КАБДРАСИЛОВ ИЛЬЯС САЙЛАУКАНОВИЧ

Второй пилот самолета «Фоккер-100» авиакомпании «Bek Air»

Возраст 25 лет

Стаж 4 года

Я думаю, что через 25 лет будут усовершенствованы все виды авиационной техники, автоматические системы посадок. Будут построены новые современные терминалы, возможно, изменится вся система посадки пассажиров на рейс. Кроме того, в целом, вся безопасность полётов существенно повысится, будут разработаны новые методы для выявления проблем и способов быстрого реагирования на их устранение. Казахстанские авиаперевозчики смогут составить здоровую конкуренцию для авиакомпаний ближнего и дальнего зарубежья и будут получать много значимых авиационных наград.

СИТДИКОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Ведущий Инженер комплекса АС УВД службы ЭРТОС филиала «ЮВ РЦ ОВД» РГП «Казаэронавигация»

Возраст 46 лет

Стаж работы 25 лет

За 25 лет произошли большие изменения и в авиации, и в стране. Полностью обновилось радиотехническое оснащение, увеличились и модернизировались требования по безопасности авиации. Появились совершенно новые центры по управлению воздушным движением. Изменился парк самолётов — теперь мы летаем больше на зарубежных лайнерах.

 

МЕТЛЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ 

Руководитель полетов службы ОВД Усть-Каменогорского филиала РГП «Казаэронавигация»

Возраст 61 год

Стаж работы в гражданской авиации 40 лет

За 25 лет и в авиации, и в стране произошли огромные изменения. Во-первых, мы получили Независимость и стали полностью самостоятельными. Полностью преобразилась страна. Во-вторых, теперь мы летаем совсем на других самолетах. Изменились и требования, и стиль работы, и методики обучения – буквально всё. Стали применять английский язык, в конце концов. Легче сказать, что осталось прежним, нежели перечислить все, что изменилось. А осталось прежним – добросовестное отношение к работе и профессионализм наших отечественных авиаторов!

ТАСМАГАМБЕТОВ АЙБЕК АРТУРОВИЧ

Диспетчер РДЦ филиала «Западно-Казахстанский региональный центр ОВД» РГП «Казаэронавигация»

Возраст 25 лет

Наша страна необъятна, как и ее возможности. Через 25 лет я думаю, в каждом городе будут построены современные аэропорты. Увеличится количество авиарейсов как внутренних, так и международных. Специалисты станут намного опытнее и профессиональнее. Будучи ровесником Независимости, испытываю гордость и уверенность, что следующие 25 лет будут лучшими в истории суверенного Казахстана. А что касается авиации, как гласит народная мудрость: «Если только захотеть, можно в космос полететь», так что вполне реально, что туристы будут летать не только на самолетах, но и в космос.

 

МАХАМБЕТОВ НУРСУЛТАН БАХИТБЕКОВИЧ

Диспетчер РДЦ филиала «ЦК РЦ ОВД» РГП «Казаэронавигация»

Возраст 25 лет

Авиация всегда являлась показателем технического прогресса, а вместе с этим символом независимости и уверенности в завтрашнем дне и мирном небе над головой. Я верю, что через 25 лет Казахстан достигнет новых высот, станет одним из передовых стран в авиационной отрасли. А я и мои ровесники будут работать, трудиться и всё делать для того, чтобы развивать и профессию, и нашу Родину, помогать ей всегда идти в ногу со временем.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика