25 лет на высоте

В этом году Вооружённые Силы Республики Казахстан отмечают свое 25-летие. Важная майская дата заявит о себе грандиозным военным парадом, который завершится головокружительными фигурами высшего пилотажа в исполнении летчиков-асов Военно-воздушных сил Казахстана. SKY Magazine не мог пройти мимо знаменательной даты и профессиональной летной работы.

О ВВС РК, их становлении, настоящем и перспективах развития рассказывает Командующий Военно-воздушными силами Сил Воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан, генерал- майор авиации Даурен Жуматаевич КОСАНОВ.


КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

ДАУРЕН ЖУМАТАЕВИЧ, ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 25 ЛЕТ. ЦИФРА, БЕЗУСЛОВНО, СОЛИДНАЯ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, СВЕЖИ ВОСПОМИНАНИЯ О ТОМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ. РАССКАЖИТЕ НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ О СТАНОВЛЕНИИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КАЗАХСТАНА.

История ВВС Республики Казахстан начинается с момента создания Вооруженных Сил независимого Казахстана.
7 мая 1992 года был подписан Указ Президента РК «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан». В состав республиканских Вооруженных Сил, после распада СССР, вошли воинские формирования 40-й армии, войска ВВС и ПВО, а также другие соединения и части, которые на тот момент дислоцировались на территории нашей страны. Таким образом, в состав вновь созданных ВВС Казахстана вошли также части 56-го смешанного авиационного корпуса ВВС Краснознамённого Среднеазиатского военного округа.

В образованные ВВС РК вошли: Управление Командующего ВВС РК, Центр боевого управления, смешанная авиационная дивизия, авиационные полки и различные части обеспечения.

КТО СТОЯЛ «У ШТУРВАЛА» ВВС РК?

Первым в 1992 году Управление ВВС РК возглавил генерал-майор авиации ВОЛКОВ Алий Петрович.
В конце 1993 года Командующим ВВС РК был назначен генерал-лейтенант авиации АЛТЫНБАЕВ Мухтар Капашевич, при котором работа по становлению ВВС Казахстана приняла устойчивый и плановый характер.

А с 1996 по 2000 годы, Командующим ВВС РК был полковник ИБРАЕВ Мухамеджан Шамушкенович.
Под непосредственным руководством этих замечательных профессионалов и осуществлялось формирование,

а затем становление ВВС РК, организовывалась и проводилась боевая подготовка, работа по повышению боевой готовности и боеспособности соединений и частей, решение практических задач, стоящих перед ВВС РК.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ

ИЗ ЧЕГО СОСТОЯЛ АВИАЦИОННЫЙ ПАРК МОЛОДЫХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КАЗАХСТАНА?

В целом от Советского союза нам достался неплохой по количеству и качеству авиапарк. Всего, на момент становления, у нас было 10 авиационных полков. На вооружении стояли бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, истребители-бомбардировщики МиГ-27, штурмовики Су-17, вертолёты Ми-6, Ми- 8, Ми-24 и Ми-26, а также транспортные самолёты Ан-12 и Ан-26.

Позже в 1996 году мы получили на вооружение штурмовики Су-25 и истребители Су-27, а также учебно-тренировочные самолёты Л-39 для обучения курсантов.
В то время основными мероприятиями по поддержанию авиационной техники в исправном состоянии было про- ведение капитального ремонта и модернизация.

КАКОВА СЕЙЧАС СИТУАЦИЯ С ОСНАЩЕНИЕМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКОЙ?

Сегодня военная авиация переживает этап развития. Ежегодно авиационный парк пополняется новыми летательными аппаратами.

Так, с 2002 года начат закуп военно-транспортных вертолётов Ми-17 российского производства. Первой «ласточкой» по приобретению летательных аппаратов из дальнего зарубежья стал многоцелевой вертолёт UH-1H-II «Хьюи-2». Данные вертолёты поставлены в 2007 году на безвозмездной основе в рамках военно-технического со- трудничества между Казахстаном и США.

Далее, в 2012 году поступила первая пара военно-транспортных самолетов С-295 концерна Airbus Military. В этом же году на вооружение были приняты вертолеты ЕС-145, собранные в Астане компанией «Еврокоптер Казахстан инжиниринг».

В 2015 году парк армейской авиации пополнили транспортно-боевые вертолеты Ми-171Ш, а в 2016 году боевыми вертолётами Ми-35М. Венцом перехода на современные летательные аппараты стало приобретение в том же 2015 году сверх-манёвренных истребителей Су-30СМ.

Также стоить отметить, что ВВС Казахстана с 2016 года начали осваивать новый вид авиации – это беспилотные летательные аппараты.
Обновляя авиапарк, мы исходим из ключевого понимания – наличие современных самолётов и вертолётов различного типа позволяет Военно-воздушным силам Казахстана эффективно решать задачи защиты воздушного пространства государства, оказания поддержки различным подразделениям видов и родов войск и быстрой транспортиров- ки вооружения и личного состава по воздуху.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ФАКТОРОМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ НОВЫХ ВИДОВ ЛЕТНОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ВВС РК?

Прежде всего, мы производим анализ мирового рынка вооружения и военной техники с точки зрения имеющегося опыта практического боевого применения того или иного самолёта в военных конфликтах, то есть проводится оценка эффективности его применения.

Равным образом учитывается аналогичность системы лётной и наземной эксплуатации – возможность использования имеющихся запасов авиационных средств поражения. Также немаловажными факторами оценки являются ценовая политика, отсутствие таможенных границ, т.е. возможность оперативной доставки запасных частей, ремонтопригодность авиатехники. И, безусловно, во внимание принимается наше географическое расположение, климатические условия, аэродромная сеть, возможность посад- ки на полевые аэродромы и многое другое.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

РАССКАЖИТЕ, КАКОЙ БЫЛА СИТУАЦИЯ С КАДРАМИ В ВВС РК В НАЧАЛЕ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ?

Тогда ситуация с кадрами была трудная и сложная. В результате массового оттока офицерского состава в другие суверенные государства в частях ВВС сложилась критическая обстановка, ставившая под угрозу выполнение государственных задач. Уходили подготовленные армейские специалисты, в том числе и лётный состав.

В тот период основу кадров составили офицеры, оставшиеся в рядах Вооружённых Сил независимого Казахстана, а также те, кто прибыл на свою историческую Родину. Помимо действующих военных, ряды ВВС пополнялись офицерами из запаса, которых привлекали не только в обеспечивающие подразделения, но и в лётные. В основном это были лётчики и штурманы, которые пополнили подразделения армейской и военно-транспортной авиации.

СЕГОДНЯ «ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ СИЛ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТАЛГАТА БЕГЕЛЬДИНОВА» ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ КУЗНИЦЕЙ КАДРОВ ДЛЯ ВВС КАЗАХСТАНА

И ЧТО БЫЛО ПРЕДПРИНЯТО ДЛЯ РЕШЕНИЯ СТОЛЬ ВАЖНЫХ КАДРОВЫХ ВОПРОСОВ?

Прежде всего, был создан факультет Военно-воздушных сил. Он был основан 6 мая 1994 года на базе военной кафедры Актюбинского высшего лётного училища гражданской авиации Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан «О подготовке военных авиационных специалистов в Республике Казахстан» и директивы Министра обороны Республики Казахстан от 18 мая 1994 года «О создании факультета ВВС Республики Казахстан». На этом факультете была начата подготовка авиационных кадров по восьми авиационным специальностям. В мае 1997 года начались первые полёты курсантов, а уже в августе 1998 состоялся первый выпуск лейтенантов авиационных специальностей.

Сегодня «Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды героя Советского Союза Талгата Бегельдинова» является основной кузницей кадров для ВВС Казахстана. Конкурс в данный институт высок. С каждым годом число молодых людей, желающих связать свою судьбу с небом всё больше.

Необходимо отметить, что небольшая часть курсантов-казахстанцев лётного профиля проходит обучение в военных ВУЗах Российской Федерации.

СЕГОДНЯ, КОГДА ВОПРОС ДЕФИЦИТА ПРОФЕССИОНАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ РЕШЕННЫМ, РЕГУЛИРУЕТСЯ ЛИ СО СТОРОНЫ МИНОБОРОНЫ РК КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛЕТНЫХ УЧИЛИЩАХ?

Разумеется, да. Количество обучающихся в Военном институте Сил воздушной обороны постоянно регулируется. Необходимо отметить, что Военный институт Сил воздушной обороны готовит специалистов не только для ВВС СВО ВС РК, а также определённое количество выпускников распределяется в авиацию Пограничной службы КНБ РК. Учитывается также естественная убыль офицеров, это – увольнение военнослужащих выслуживших установленные сроки службы и по состоянию здоровья.

НЕ ТОЛЬКО РОМАНТИКА, НО И ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД

КАК ПРОИСХОДИТ ПОДГОТОВКА ЛЁТЧИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ?

Подготовка лётного состава – это процесс непрерывный, многогранный, требующий больших затрат, как финансовых, так и физических, бесперебойности всех видов обеспечения. Помимо лётной подготовки, военный лётчик развивается как офицер, командир, способный грамотно руководить вверенным лётным подразделением. Военный лётчик умеет не только выполнять взлёт-посадку, он также формируется как воздушный боец, развивая качества необходимые для победы в воздушном бою или успешного выполнения полетного задания, такие, как дисциплинированность, мужество, стойкость, смелость, эмоционально-волевая устойчивость, инициатива, решительность, самостоятельность.

Сегодня, профессия военного лётчика – это не только романтика, но и тяжёлый ежедневный труд.

РАССКАЖИТЕ О ТИПОВОЙ НЕДЕЛЕ ЛЁТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ЧАСТЯХ ВВС?

Интенсивность полётов с каждым годом растёт. Еженедельно на авиабазах производятся две-три лётные смены, во время которых выполняются учебно-тренировочные полёты. Приоритетом в этих полётах является подготовка и совершенствование лётных навыков, прежде все- го, молодого лётного состава. А в конце месяца проводится обязательная теоретическая подготовка. Помимо этого, ежесуточно на боевом дежурстве стоят экипажи, готовые немедленно выполнить задачи по предназначению.

Ежегодно, личный состав ВВС РК участвует во всех совместных командно-штабных учениях. Мы постоянные участники учений, проводимых в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, учений в Объединенной системе ПВО СНГ и в рамках сотрудничества со странами НАТО.

Кстати, ранее, совместные командно-штабные учения с привлечением зарубежных военнослужащих проводились в основном на территории Казахстана. Однако теперь казахстанские авиаторы известны и в дальнем зарубежье. Так, в августе 2014 года звено самолётов Су-27 ВВС Казахстана впервые приняло участие на территории Китайской Народной Республики в рамках проведения совместных учений стран участниц ШОС.

Наряду с проведением международных учений, наши ВВС постоянно участвуют и в различных учениях с подразделениями Сухопутных войск и Военно-морских сил, где отрабатываются вопросы взаимодействия при выполнении совместных учебно-боевых задач.

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ УРОВЕНЬ НАШИХ ЛЁТЧИКОВ?

Лётный состав значительно омолодился. Об уровне их подготовки можно судить по участию в международных армейских играх. Так, показательными стали прошедшие в 2015-2016 годах состязания «Авиадартс», в рамках Армейских международных игр (АРМИ). Проходили они на аэродромах и полигонах Российской Федерации. Участвовало несколько команд. Для летного и инженерно-технического состава этот конкурс стал хорошей практикой, мы показали хорошие результаты и по праву заняли призовые места среди других дружественных стран. Но, совершенству нет предела.

ИМЕЮТ ЛИ ВВС РК ПИЛОТАЖНЫЕ ГРУППЫ?

Специальной эскадрильи, со специальными для этого самолётами у нас нет, но при необходимости формируются пилотажные группы для демонстрационных полётов из числа наиболее подготовленных строевых лётчиков. Всего у нас три пилотажные группы, это: «Жетысу» – на истребителях Су-27, «Алатау» – на истребителях МиГ-29 и «Сункар» – на учебно-тренировочных самолётах Л-39. Групповой пилотаж на этих самолётах зрители смогли по достоинству оценить на международных выставках вооружения и военно-технического имущества «KADEX», а также на парадах.

ВВС КАКОЙ СТРАНЫ СЕГОДНЯ МОЖНО НАЗВАТЬ ПРИЗНАННЫМ МИРОВЫМ АВТОРИТЕТОМ? В ЧЕМ ИХ ОСОБЕННОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА? И ПРОХОДЯТ ЛИ НАШИ ВОЕННЫЕ ПИЛОТЫ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ СТАЖИРОВКИ В ЭТИХ ВВС?

Сегодня, на мой взгляд, наиболее авторитетными являются ВВС Российской Федерации и США. Они превосходят другие страны по количественным и качественным показателям, а также опытом боевого применения.

Что касается наших кадров, наиболее подготовленные лётчики продолжают обучение в военно-воздушных академиях Российской Федерации и Республике Беларусь, с целью их дальнейшей подготовки для командного состава частей ВВС. Также, часть офицеров обучаются на различных краткосрочных курсах в дальнем зарубежье.

КАК ЧАСТО НАШИ ПИЛОТЫ ЛЕТАЮТ ВНЕ КАЗАХСТАНА, ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ?

В дальнее зарубежье летают в основном экипажи военно-транспортных самолётов. Они привлекаются для перевозки наших военнослужащих для участия в различных международных учениях, а также перевозки делегаций Министерства обороны РК.

В рамках проведения совместных учений стран участниц ШОС лётчики фронтовой авиации (истребители) совершали перелёты в Таджикистан, Кыргызстан, а в августе 2014 года звено истребителей Су-27 ВВС Казахстана впервые приняло участие на территории Китайской Народной Республики.

СЕГОДНЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛЕНТЫ ПЕСТРЯТ ЗАГОЛОВКАМИ О ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ МИРА. ПРИ ЭТОМ АРМИИ РАЗНЫХ СТРАН ОТДАЮТ СВОИМ ВВС ГЛАВНУЮ РОЛЬ, КАК В НАСТУПАТЕЛЬНЫХ, ТАК И В ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ. КАЗАХСТАН, К СЧАСТЬЮ, НАХОДИТСЯ В БЕЗОПАСНОЙ ЗОНЕ, НО ВСЕ ЖЕ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: НАСКОЛЬКО ГОТОВЫ НАШИ ВВС К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ?

В рамках событий происходящих в мире, мы наблюдаем, что ВВС отведена главная роль в военных действиях, им принадлежит решающая роль в завоевании господства в воздухе. Сегодня, ВВС является основным огневым, маневренным родом войск Вооружённых сил. При необходимости ВВС Казахстана способны создать группировку авиации на определённых направлениях. Боевой потенциал постоянно поддерживается на заданном уровне. Также, необходимо отметить, ВВС РК входит в состав объединённой системы противовоздушной обороны стран Содружества Независимых Государств.

ЖИЗНЬ НА ВЫСОТЕ

РАССКАЖИТЕ И О СЕБЕ: КАКОЙ ВУЗ ВЫ ЗАКАНЧИВАЛИ, КАКИЕ ТИПЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ОСВОИЛИ ЗА СВОЮ ЛЁТНУЮ КАРЬЕРУ? КОГДА ВЫ ВОЗГЛАВИЛИ ВВС РК?

Закончил Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, затем военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. Летать начинал с учебно-тренировочного самолёта Л-29, далее истребители МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-27, а также штурмовик Су-25.

Я возглавил Военно-воздушные силы РК в июле 2013 года.

ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЖЕЛАТЬ В ГОД 25-ЛЕТИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН?

История создания Военно-воздушных сил Казахстана неразрывно связана с историей Вооруженных Сил Республики Казахстан. Все эти годы личный состав ВВС прилагал все усилия, чтобы ВВС Казахстана были «на высоте». Выражаю глубокую благодарность нашим ветеранам. Тем, кто стоял у истоков образования Вооружённых Сил Независимого Казахстана. Кто, несмотря ни на что, отдал знания, навыки и умения своим преемникам. Желаю лётному составу безаварийной лётной работы, всем военнослужащим успехов в службе, семейного благополучия!

Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, в год 25-летия Вооружённых Сил ВВС Казахстана – 25 лет на высоте!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика