Юбилей каспийского монстра

РОВНО 50 ЛЕТ НАЗАД 18 ОКТЯБРЯ 1966 ГОДА (материал из №4-2016, сентябрь-октябрь — прим. ред.) СВОЙ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ВЫПОЛНИЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН «КМ» (КОРАБЛЬ-МАКЕТ), БОЛЕЕ ПОПУЛЯРНОЕ ИМЯ ЕМУ ДАЛИ ЗА РУБЕЖОМ – КАСПИЙСКИЙ МОНСТР. ДО ПОЯВЛЕНИЯ САМОЛЕТА АН-225 «МРИЯ» ЭКРАНОПЛАН КМ ЯВЛЯЛСЯ САМЫМ ТЯЖЕЛЫМ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В МИРЕ. ПОДАВАВШИЙ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ, ОН ТАК И НЕ УВИДЕЛ БЛЕСТЯЩЕГО БУДУЩЕГО. ЕГО ПРЯМОЙ «ПОТОМОК» ЭКРАНОПЛАН «ЛУНЬ» ТАКЖЕ НЕ ПОСТРОИЛ КАРЬЕРУ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР РЖАВЕЕТ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ НА БЕРЕГУ КАСПИЙСКОГО МОРЯ, ПРЕВРАЩАЯСЬ В КАСПИЙСКОГО ПРИЗРАКА.


Экраноплан— это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях, которые предназначены для использования действия «экранного эффекта».

КМ был перспективным транспортным средством для военных и спасателей, однако его проектирование вызывало много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль и относился к ВМФ, так как экранный эффект действует на высоте нескольких метров. Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка). Управляли экспериментальным аппаратом летчики-испытатели.

Размах крыла: 37,60 м

Размах хвостового оперения: 37,00 м

Длина: 92,00 м

Высота: 21,80 м

Площадь крыла: 662,50 м2

Масса пустого экраноплана: 240 000 кг

Максимальная взлетная масса: 544 000 кг (в 2 раза больше своего веса)

Тип двигателя: 10 ТРД ВД-7

Тяга: 10 х 13000 кгс

Максимальная скорость: 500 км/ч

Крейсерская скорость: 430 км/ч

Практическая дальность: 1500 км

Высота полета на экране: 4-14 м

Мореходность: 3 балла

Родитель внушающей и ужасающей машины — Ростислав Алексеев, советский кораблестроитель. Ведущим конструктором был В.П. Ефимов. Ещё 1 октября 1941 года Алексеев защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». А уже в 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. В задумку Алексеева до последнего никто не верил – в мире судостроения вообще не любят революций. От идеи судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев придвинулся вплотную к разработке аппарата, способного передвигаться по воде на скоростях, намного превышающих скорости обычных судов. Так Ростислав Алексеев стал человеком, сумевшим дважды за свою жизнь совершить революцию в мировом судостроении. Заслуги Алексеева перед СССР ставят его в один ряд с Туполевым и Королевым. Но имя его сегодня известно лишь специалистам.

Алексеев впервые в мире создал скоростные пассажирские суда на подводных крыльях. Его знаменитая «Ракета» когда-то поразила своей скоростью самого Хрущева. Кстати, «полетела» она как раз в год первого полёта человека в космос, отсюда и название.
В начале 60-х годов в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) в лабораторных условиях проводились исследования экранного эффекта на малых буксируемых моделях и самоходных пилотируемых аппаратах.
В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. А затем почти месяц полупритопленный, с отстыкованным крылом, накрытый маскировочной сеткой экраноплан буксировали по Волге из Горького на полигон в Каспийск, где уже всё было готово для проведения испытаний.

В 1967 году американские военные, рассмотрев на снимках спутника-шпиона, непонятно огромный летательный аппарат, прозвали его «Каспийским монстром». Иногда это имя употребляется на Западе для обозначения всех советских боевых экранопланов, а тогда, в 60-х, в Советском Союзе даже само заветное слово «экраноплан» было секретным. В англоязычном мире амфибии, основанные на экранном принципе движения, называли (да и теперь называют) WIG от Wing-In- Ground effect (от английских «крыло» и «земля»).

В информированном английском военном журнале Jane’s Intelligence Revue появились восторженные отзывы: «Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъемную силу, которой хватает на подъем до высоты крейсирования, приблизительно равной 30 футам (9 м). По-видимому, аппарат сможет работать в арктических условиях». Над Америкой нависла реальная угроза.

Во время первого полета КМ главный конструктор Алексеев был за штурвалом. Для соблюдения назначенной даты, дабы не раздражать руководство, которое все торопило и торопило, во время первого полета пришлось серьезно рискнуть. Дело в том, что на корабле-макете не успели смонтировать радиооборудование, не работали и высотомеры. В четыре утра, когда начальство нежилось в постели, буксир вывел док в море. Он еще не полностью погрузился в воду, а из него уже на малом газе вырулил экраноплан — за штурвалом сидел Ростислав. На первый полёт чудо-машины приехали посмотреть Туполев и Королев — дерзость идей Алексеева поражала даже корифеев авиации. Алексеев показал жестом: «Вперед!»- и поднял КМ из воды. Аппарат летал около 50 мин. на высоте примерно 4 м.

Источник фото: http://www.airwar.ru/Удачный исход первого испытания принес Алексееву «добро» финансировать его проект как минимум 5 лет. На самом же деле полет прошел не столь уж гладко — в какой-то момент корпус экраноплана, построенный по авиационным принципам, начал извиваться, как змея. Недостаток решили устранить самым простым путем — корпус укрепили 10-и 20-миллиметровыми металлическими листами. Перебирать его ажурную силовую конструкцию, перекладывать кабельные трассы и прочую начинку было некогда. Но тем не менее огромная, тяжелая машина показала феноменальные качества. Она устойчиво шла над экраном на высоте 3 — 4 м на крейсерской скорости 400-450 км/ч. Глав- нокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков все спрашивал: «Это корабль или самолёт?». Все были поражены увиденным.

Принцип полета экраноплана не похож ни на законы работы самолетного крыла на большой высоте, ни на основы движения судна на воздушной подушке. Прежде всего экраноплан опровергает правило авиации «чем выше, тем экономичнее». Ведь на дальние расстояния летают именно высокопотолочные реактивные самолеты: полет в разреженном воздухе на большой высоте требует значительно меньше топлива. Но если лететь очень низко, ниже 15 м, как и летают экранопланы, — воздушная подушка, возникающая между крылом и поверхностью земли или воды, как бы дополнительно поддерживает машину и топлива расходуется значительно меньше.

У этого феномена есть две составляющие. Самолет взлетает, потому что форма крыла и его профиль при обтекании потоком воздуха создают под крылом большее давление, чем над ним. При этом возникает и негативное воздействие: на конце крыла получается завихрение — воздух с более высоким давлением из под крыла обтекает его и понижает подъемную силу. Но если самолет летит очень низко над землей, для завихрения остается слишком мало места, и его воздействие ослабляется. Кроме того, у воздуха, находящегося под крылом, под более высоким давлением, нет выхода вниз, как было бы на большей высоте. Формируется «подушка», и машину словно поддерживает невидимая рука. Михаил Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого признавался в одном из телеинтервью: «За свои 77 лет жизни, более приятного ощущения, чем от полёта на экраноплане, я не встречал». Неразбериха в том, самолёт это или судно сыграла злую шутку: ведомство по судостроению отнекивалось и отправляло конструктора к авиаторам, те поступали ровно противоположно. Ростислав Алексеев был полон идей. Он обдумывал возможность запуска со «спины» экраноплана космических кораблей многоразового использования и экранопланов для исследования соседних планет… Череда аварий, а затем смена политического руководства страны поставили крест в разрабатывавшемся им направлении. Кроме того, карьере Алексеева постоянно мешали скептицизм со стороны других конструкторов, сжатые сроки, частые отказы, политические интриги. К примеру, в документальном фильме «Сожжённые крылья. Предать конструктора» высказывается мысль, что у талантливого конструктора было много недоброжелателей, среди которых — министр судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутома (по фильму причина гонений на изобретателя в том, что Алексеев обратился к Хрущеву через голову вышестоящего начальства). В 1976 году произошла авария во время испытательного полёта, Алексеев вместо награды за героическую посадку самолёта приказом Бутомы был отстранён от всех должностей, ему был оставлен в подчинении только отдел из 15 человек.

Испытания на Каспии продолжались ещё 15 лет. 9 февраля 1980 года Алексеев умер – три операции не смогли спасти его после травмы полученной на заводе. В том же году погиб в аварии КМ. Пилот, давно не сидевший за штурвалом «монстра», слишком резко задрал при взлете нос машины, она быстро и почти вертикально пошла вверх, растерявшийся летчик резко сбросил тягу и не по инструкции сработал рулем высоты — корабль, завалившись на левое крыло, ударился о воду. Жертв не было. Все, кто знал «Каспийского монстра», до сих пор уверяют — нужно было сделать нечто из ряда вон выходящее, чтобы угробить его. Две недели «труп» машины плавал по Каспийскому морю. Доставать и спасать его никто так и не собрался. В конце концов, судно просто утонуло.

Однако, в этом же 1980 году был разработан технический проект экраноплана «Лунь», и в этом же году, не ожидая его утверждения, соратники создателя советских экранопланов начали разработку рабочих чертежей. Уже в 1985 году им удалось разработать и даже изготовить боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит», летящими со скоростью 2800 км/ч и способными поразить цель на расстоянии до 250 км.

• Размах крыла — 44,00 м

• Длина — 73,80 м

• Высота — 19,20 м

• Площадь крыла— 550,00 м2

• Масса пустого самолёта — 243000 кг

• Максимальная взлётная масса— 380000 кг

• Тип двигателей — НК-87

• Тяга — 8 х 13000 кгс

• Максимальная скорость — 500 км/ч

• Практическая дальность — 2000 км

• Высота полёта на экране — 1-5 м

• Мореходность — 5-6 баллов

• Экипаж — 10 чел.

Однако в серию он так и не пошел. Единственный корабль был передан в опытную эксплуатацию в 1990 году, а в 1991 году эксплуатация завершилась. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады. А ведь военные эксперты оценивали вклад Алексеева приоритетом СССР на 50 лет вперёд. Так почему, по прошествию 50 лет с момента первого полёта КМ, эти чудо-машины ни плывут, ни летят?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика