СУ-27 — Чтобы выиграть воздушный бой всухую

РОВНО 40 ЛЕТ НАЗАД — 20 МАЯ 1977 — СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ САМОЛЕТА Т-10-1, ПРОТОТИПА СУ-27. ПИЛОТИРОВАЛ ЕГО ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.С. ИЛЬЮШИН. А РОВНО 35 ЛЕТ НАЗАД — 02.06.1982 — С АЭРОДРОМА КНААПО ЗАВОДСКОЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ ГЕННАДИЙ МАТВЕЕНКО ВПЕРВЫЕ ПОДНЯЛ В НЕБО ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ СУ-27. ВНИМАНИЕМ ДВОЙНОГО ЮБИЛЯРА ОБОЙТИ БЫЛО НИКАК НЕЛЬЗЯ, А ПОЗНАКОМИТЬСЯ ПОБЛИЖЕ НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, А НУЖНО.


Су-27 (заводской шифр Т-10С) – советский и российский многоцелевой всепогодный истребитель четвёртого поколения (самолёты, разработанные после 1975 года, всего на данный момент существуют самолёты пяти поколений), разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев. Сегодня Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.

ТРЕБОВАНИЕ СВЫШЕ

В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения. Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фан- том». В марте 1966 года была развёрнута программа FX (Fighter Experimental). Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969 году, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «Макдоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 году появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и F-15B.

Новый истребитель должен был стать основой не только авиации Военно-воздушных сил СССР, но и авиации ПВО. А значит, он должен быть универсальным, отвечать широкому списку требований и уметь вести как маневренный воздушный бой над линией фронта, так и буквально догонять нарушителей воздушного пространства страны. За год до принятия решения ВПК Совмина главком советских ПВО маршал Советского Союза Павел Батицкий писал, что с учетом близости «основных тактико-технических данных истребителя-перехватчика к предлагаемым ВВС данным нового фронтового истребителя, считаю необходимым провести одновременное авиапроектирование 2-х модификаций перспективного истребителя: фронтового истребителя ВВС и истребителя-перехватчика ПВО. Предлагаемый истребитель-перехватчик ПВО должен заменить самолет Су-15 и обеспечить возможность уничтожения воздушных целей в диапазоне высот от 10 м до 25 км, включая ведение эффективного маневренного воздушного боя с самолетами F-15 и F-14». Максимальная высота полета определялась в задании на уровне 21-22 километров — очевидно, для того, чтобы он мог перехватывать самолеты-разведчики типа «Черной птицы» SR-71. Минимальная, понятное дело, не задавалась, но представить ее не составляет труда. К концу 1960-х в Советском Союзе со всей очевидностью понимали, основываясь на опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, что ударная авиация потенциального противника переходит к тактике действий на малых и предельно малых высотах, которые позволяют ей «спрятаться» от радиолокаторов и наводимых ими перехватчиков.

Для уменьшения общего веса конструкции в самолете широко используется титан (около 30%), в то же время почти не используются композитные материалы — практически только радиопрозрачные обтекатели антенн. Су-27 — первый советский серийный самолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) в продольном канале. По сравнению с бустерной необратимой системой управления, применявшейся на его пр́едшественниках, ЭДСУ обладает бо́льшим быстродействием и точностью и позволяет применять гораздо более сложные и эффективные алгоритмы управления. Необходимость её применения вызвана тем, что с целью улучшения манёвренности Су-27 был сделан статически неустойчивым на дозвуковых скоростях.

Макеты Су-27 интегральной (вверху) и традиционной (внизу) компоновки. Фото с сайта: http://army-news.ru

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

Сравнение воздушного боя на дальних и близких дистанциях истребителей F-15 и Су-27 показывало превосходство советского самолета почти на 35%. В одних ситуациях они были равны с F-15, в других — превосходили его. Несмотря на столь лестное заключение, у конструкторов «ОКБ Сухого» возникли сомнения в тактике применения Су-27 в будущих возможных вооруженных конфликтах, вероятным противником в которых мог быть только что принятый на вооружение ВВС США истребитель F-15. Позже уточненные данные F-15 показали обескураживающий результат: если в исследовании боев с первой моделью F-15 наш самолет превосходил его на 35%, то теперь он настолько же уступал. А это значит, что еще на стадии проекта советские самолёты проигрывали вероятному противнику.

Именно этот момент и стал переломным в судьбе Су-27 и является фактически вторым днем рождения самолета — такого, каким мы знаем его сегодня и каким его увидели военные летчики всего мира в далеком 1989-м. В итоге на свет родился совершенно новый самолет, который, конечно, имел тот же индекс Т-10, но представлял собой абсолютно иную машину. Главный конструктор Су-27 Михаил Симонов говорит об этом так: «От старой машины осталось немного или почти ничего: шины колес основных стоек шасси и катапультное кресло К-36. Новый самолет получил название Т-10С, т. е. серийный. Весь самолет спроектировали заново, на новых уровнях понимания, технологии и боевой эффективности. Самолет стал новым, но название его оставили старым — Су-27».

«ЛЕТЕТЬ С ОДНИМ КРЫЛОМ»

Испытания нового самолета — это всегда риск, который, увы, зачастую не обходится и без жертв. Потребовал свою долю и Су-27, во время испытаний которого погибли несколько летчиков, в том числе Евгений Соловьев и Александр Комаров, а испытатель Николай Садовников — едва не погиб. Правда, ему довелось на личном опыте проверить и доказать, насколько живучей оказалась новая машина.

Источник фото: www.zastavki.com

КОБРА

В ходе демонстрации на авиасалоне Ле-Бурже в июне 1989 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв на самолёте Су-27 продемонстрировал новую фигуру пилотажа — «кобру» (динамическое торможение), которую журналисты окрестили «коброй Пугачёва». Тем не менее, впервые «кобру» на испытательных полётах выполнил лётчик-испытатель Игорь Волк. В полёте самолёт, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120°, некоторое время летит хвостом вперёд, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение.

ПТИЦА ДАЛЬНЕГО ПОЛЁТА

В настоящий момент Су-27 эксплуатируется в 14 странах, в том числе и в Казахстане. В обороне нашей страны находятся 20 Су-27 и 3 Су-27УБ. Легендарный самолет до сих пор остается конкурентоспособным. Заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов в одном из интервью прокомментировал будущее «двадцать седьмого»: «Потенциал заложен изначально. Самолет в глубокой модернизации сегодня является уже самолетом почти 4++, уже пятого поколения. Конструктивно, технологично и эргономично создали удачную машину, как в аэродинамике, так и в техническом исполнении, достаточно для того, чтобы говорить о самолете XXI века». По его словам, разработчики создали Су-27 с «дальним прицелом», чтобы в будущем на его основе делать модификации. К примеру, на базе данного истребителя были созданы такие самолеты, как Су-30, Су-34, Су-35. В бою такие самолёты всухую смогут превзойти любого противника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика