Спасение с небес

«ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ», — ГОВОРИТСЯ В ИЗВЕСТНОЙ ФРАЗЕ ИЗ КИНОФИЛЬМА «ОФИЦЕРЫ». А МЫ ДОБАВИМ: «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – СПАСАТЬ ЛЮДЕЙ».
19 ОКТЯБРЯ В КАЗАХСТАНЕ ОТМЕЧАЮТ ДЕНЬ СПАСАТЕЛЯ, ЧЕЛОВЕКА БЛАГОРОДНОЙ ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ РИСКУЕТ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ, ЧТОБЫ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ И ВЫРУЧИТЬ ДРУГИХ ИЗ БЕДЫ. ЧЕЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТРУД ТРЕБУЕТ ПОЛНОЙ ОТДАЧИ СИЛ И ВЕРНЫХ ПАРТНЕРОВ.

В СЛОЖНОЙ РАБОТЕ СПАСАТЕЛЯМ ПОМОГАЮТ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ – МЕДИКИ, ЛЕТЧИКИ. СЕГОДНЯ МЫ РАССКАЖЕМ О СПЕЦИАЛИСТАХ МАЛОЙ АВИАЦИИ, КОТОРЫЕ ДОСТАВЛЯЮТ СПАСАТЕЛЕЙ В ОТДАЛЕННЫЕ МЕСТА, КУДА НЕВОЗМОЖЕН ДОСТУП С ЗЕМЛИ.


Акционерное общество «Казавиаспас» КЧС МВД РК было организовано специально для выполнения спасательных операций в труднодоступных районах. Свою работу организация начала еще в 2002 году в виде авиационного отдела при республиканском государственном предприятии «Орт сондируши». Пережив несколько трансформаций, в 2011 году было основано АО «Казавиаспас» со стопроцентным участием государства в уставном капитале.

На сегодняшний день предприятие является самым крупным эксплуатантом сертифицированных специализированных вертолетов в стране. В его парке есть вертолеты 8 видов: ЕС–145 (Еврокоптер), Ми-171, Ми-8МТВ, Ми-8Т, Ми-26Т, Ка-32А11ВС. Еврокоптеры (ЕС–145) используются в поисково-спасательных операциях и, при выполнении заявок по линии санитарной авиации (перевозка больных).

Вертолеты Ка-32А11ВС и семейства Ми-8, помимо тех же поисково-спасательных операций и эвакуации больных, используются для тушения лесных и степных пожаров, доставки грузов и оборудования. Особенностью Ка-32А11ВС является также возможность тушить пожары в городских условиях. Например, такой вертолет использовался для тушения пожара на одном из алматинских рынков в августе этого года. Отдельно стоит выделить крупнейший в мире серийный транспортный вертолет Ми-26Т. Он предназначен для перевозки крупногабаритных грузов и техники весом до 20 тонн.

В АО «Казавиаспас» работают высококомпетентные специалисты, которые, несмотря на колоссальный практический опыт, регулярно проходят курсы повышения квалификации и участвуют в международных учениях.

Редакция журнала «SKY» побеседовала с членами одного из экипажей «Казавиаспаса» об их работе, сложности и специфике профессии. Команда летает на вертолетах Ка-32А11ВС и Ми-8. Выбор машины для полета зависит от типа задания, которое предстоит выполнять.

О РАБОЧИХ БУДНЯХ

«Любое задание, тем более, если оно очень серьезное, требует предварительной подготовки. Туда входит выяснение задачи, подбор карт и многое другое,- рассказывает командир воздушного судна Сергей Иванович Корольков. – Подготовка перед вылетом называется предполетной, начинается она с момента прохождения санчасти, метео, брифинг и так далее. Потом осмотр матчасти и вылет. Это все мы обязаны успеть сделать в течение весьма короткого отрезка времени».

Так как «Казавиаспас» работает совместно с Комитетом по чрезвычайным ситуациям Казахстана, многие вылеты являются незапланированными и даже форс-мажорными. «Количество вылетов заранее не предугадать,- добавляет КВС. – Например, вчера у нас был запланирован один вылет для Казселезащиты. Потом поступила команда срочно лететь и спасать людей, которые оказались в горной ловушке недалеко от того места, где мы работали. Мы выполнили задачу по спасению, а потом вернулись к той задаче, которую планировали выполнить изначально».

Самыми приоритетными являются задания, которые поступают от КЧС, потому что они, как правило, связаны со спасением людей. Мы поинтересовались, как часто приходится вылетать на спасательные задания. «Бывает часто, особенно когда плохая погода, бывает реже. Сейчас (прим. ред. – в теплый сезон) как раз такой период, когда много туристов. У нас в Алматы есть служба РОСО (Республиканский отдельный спасательный отряд), они занимаются спасением людей. Но когда необходимо использовать вертолет, подключают уже нас. Мы вместе с ними эвакуируем тех, кто попал в беду», — объясняет Сергей Иванович.

«Вчера (22 августа 2016 г) мы вылетали на операцию по спасению четверых человек, застрявших в горах на высоте 4000 м,- добавляет второй пилот экипажа Серик Каирович Кожагулов. – Как правило, мы участвуем в спасательных операциях, когда до места нахождения попавших в беду никаким другим способом, кроме воздушного, не добраться».

Экипажу приходится периодически выполнять и задания санитарной авиации, связанные с транспортировкой больных. Особенно это актуально для сельских районов. Помимо поисково-спасательных работ и транспортировки больных бывают задания по тушению пожаров. Так, в конце августа экипаж тушил пожар на одном из рынков Алматы.

Еще вертолеты задействуют для строительно-монтажных работ. «Недавно надо было в Талдыкоргане установить стелу высотой 100 метров, — вспоминает Сергей Корольков. – Обычно такую работу выполняют краном, но он не потянул. Пригласили вертолет Ми-8. Мы выполняли эту работу. Без вертолета эту стелу поставить было невозможно».

Фото вертолета предоставлено АО «Казавиаспас»

О СПЕЦИФИКЕ ПРОФЕССИИ

У КВС Сергея Королькова опыт работы в малой авиации 40 лет, у второго пилота Серика Кожагулова – более 30. По их словам, в профессию идет много молодежи, но есть сложность с обучением.

«Нельзя просто взять пилота самолета и переучить его на вертолет, — объясняет Сергей Иванович. – да, и в общем, сейчас стать пилотом достаточно сложно. Можно быстро отучиться, закончить академию, но пилотом в итоге так и не стать».

«Кроме теоретической подготовки нужно научиться летать на практике, — добавляет Серик Каирович. – А это затратно — не каждый потянет».
«Казавиаспас» организовывает у себя практику для начинающих пилотов вертолетов. В компании приветствуются молодые кадры, которые по большей части летают на Еврокоптерах.

ОБ ИНТЕРЕСНЫХ СЛУЧАЯХ

Предположив, что на такой необычной работе, наверняка, случаются курьезные случаи, мы спросили об этом у наших собеседников.
«Снимали мы как-то с горы немецкого туриста, — вспоминает Серик Кожагулов. – Он сломал обе ноги. Спасатели наложили ему шину. Он со сломанными ногами в вертолет быстрее спасателей запрыгнул».

«Когда я только стал командиром воздушного судна, начинал летать в горах. Мы тогда завозили семьи чабанов в горы,- рассказывает КВС. – Меня женщины все время просили прокатить их. И вот как-то раз все-таки уговорили. Сели. А был конец августа, погода — шаловливая. Подлетаем мы к перевалу, а там нас накрывает снежный заряд. Мы, понятно, ничего не видим, начинаем снижаться. По приборам я однако вижу, что мы не снижаемся, а с набором идем, значит попали в «капкан». Принимаем решение о посадке – садимся экстремально. Когда все закончилось, и прояснилась погода, возвращаемся назад. Я говорю летевшему с нами зоотехнику: «Зачем мы женщин-то брали? Так ведь всегда бывает, возьмешь кого лишнего и что-нибудь случается». А он мне отвечает: «Это все ерунда. Я вот вчера машину купил Газ-24 и всю дорогу соображал – кому она теперь достанется». Вот о чем человек в такой ситуации думал. Мы потом часто смеялись над этими словами». Сложных же случаев, когда совсем не до веселья, в их практике гораздо больше.

«Каждый полет – сложный по-своему. Вылетаешь – ясно, а возвращаться зачастую приходится в плохую погоду, — рассказывает Сергей Иванович. — Тут самое главное: готовиться психологически. Если пилот готов к внештатной ситуации, это очень хорошо. О возможных сложностях надо думать всегда, готовиться к ним. Тогда половина проблем уже решена. Если спасуешь, то не сможешь справиться. Надо быть хладнокровным и помнить, что из любой сложной ситуации можно выйти, если делать все с умом. А сложных случаев очень много».

«Спасали однажды четырех туристов с ледника. А там уклон очень большой, до 70 градусов. То есть мы приблизились к ним, а сесть невозможно. Высота была 3700 м, а «язык», на котором пострадавшие находились, длиной метров 500. Пришлось высадить спасателей в 700 м до места. В этой ситуации была еще одна сложность. Мы бочком зашли на камни, нащупали место, где левые колеса соприкоснулись с землей, и сели на этом моменте. Но, понимали, что не прочно. Высадить – высадили, а вот с погрузкой надо было быть предельно аккуратными. Когда идет загрузка, получается задняя центровка. Тут бортмеханику надо быстро сообразить, как одного-двух человек быстро вперед отправить, чтобы машину сбалансировать. Команда наша тогда сработалана пять с плюсом! Помимо того, чтобы спасти людей, надо потом еще и самим спастись, — добавляет Серик Каирович. – Об этом всегда надо думать и готовиться».

© Руслан Касымов

Мы задумались, сколько же выдержки должно быть у пилотов-спасателей! Должно быть, специалисты авиации, занимающиеся спасательными работами, имеют особый уникальный склад характера?

Как рассказывают специалисты АО «Казавиаспас», прежде всего, нужно быть психологически устойчивым. Спокойным, но в меру. Между членами экипажа должно быть стопроцентное взаимопонимание, они должны работать как винтики слаженного механизма. Без четкой командной работы невозможно успешное выполнение задания. А с этим проблем у экипажа нет.

Мы желаем им удачи и спокойных дежурств!

Автор: Ксения Федорченко

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика