Приобретая авиабилет или путевку, подумай о возврате

В последнее время выпуски международных новостей все чаще показывают сюжеты, подчеркивающие нестабильность политической обстановки в мире. Взрывы, теракты, захват заложников, перевороты — при таких чрезвычайных обстоятельствах человек, планировавший зарубежную поездку, зачастую принимает решение отменить ее и вернуть свои деньги.

В сегодняшней юридической колонке мы попытаемся разобраться во всех тонкостях возврата авиабилетов или туристических путевок.


Бибигуль АЙТУКЕНОВА,
юридический консультант

Подписывая договор с туркомпанией, потребитель принимает на себя ряд обязательств, в том числе – вовремя явиться на определенный рейс и заселиться в определенный отель или санаторий. Получая от покупателя всю сумму стоимости путевки или авиабилета туркомпания, в свою очередь, во исполнение своих договорных обязательств, заранее выкупает авиабилет на определенный рейс и бронирует номер в отеле/санатории. При бронировании туркомпания несет определенные расходы и, в зависимости от договоренности с иностранным партнером, оплачивает всю или часть суммы за проживание и питание туриста.

В этой связи, выглядят понятными и разумными стремления туркомпаний не возвращать всю или часть стоимости путевки, налагать штрафы на покупателя, если он отказывается от поездки по своей инициативе, а не по вине туркомпании. Аргументом турагентов, туроператоров и авиакомпаний в этой связи является ссылка на разумность покупетеля (он же думал и знал, куда собирался ехать, взрослый человек сам принимает решения и сам за них отвечает) и отсутствие вины продавца.

У потребителя своя правда и свои аргументы. Человек не отказывается от заранее запланированной и долгожданной поездки просто так, обычно имеют место важные причины, в том числе чрезвычайные обстоятельства, о которых говорили выше. И даже самым тщательным образом продуманная поездка может вдруг сорваться из-за революции, теракта, землетрясения, тем более, что ни один эксперт в мире не может дать точный прогноз о таких событиях. А значит, возлагать всю тяжесть последствий от непредвиденных обстоятельств только на одну сторону – на потребителя – было бы крайне несправедливо.

А что говорит закон? Говоря юридическим языком, потребитель, отказываясь от оплаченной поездки, тем самым нарушает свои договорные обязательства (явиться на рейс и заселиться в номер). Статья 359 Гражданского кодекса Республики Казахстан регламентирует общие положения о нарушении обязательств (вне зависимости от того, кто допустил нарушение, предприниматель или физическое лицо-потребитель): должник отвечает за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Однако, новая статья 8-1 Закона «О защите прав потребите- лей» хорошо защищает потребителей в такого рода ситуациях: пункт 2 статьи 8-1 запрещает включать в договор с потребителем ряд условий, среди которых – установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору*1. Поскольку речь в данной норме идет об оплате «в случае невыполнения обязательств по договору», мы полагаем, что речь идет не о любой выплате, а только о штрафе (неустойке)*2. Услуги, фактически оказанные продавцом (исполнителем) на момент отказа от поездки*3, должны быть, по нашему мнению, оплачены покупателем, согласно пункту 1 статьи 686 ГК РК*4 и пункту 6 статьи 17 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан»*5.

Таким образом, если согласно заключенному договору туркомпания или авиакомпания расценивает отказ потребителя от поездки как неисполнение им своих договорных обязательств, с потребителя в качестве штрафа за неисполнение обязательств может быть удержано не более 30 % стоимости авиабилета/путевки. Если при подписании договора, Вы видите норму о штрафе или неустойке размером более 30 % стоимости путевки/билета, смело требуйте от продавца изменить редакцию этой нормы на соответствующую Закону «О защите прав потребителей». Отказываясь от поездки, потребитель, по сути, расторгает договор с туркомпанией/авиакомпанией. Основания и порядок расторжения договора определены как законодательством, так и договором.

Так, договором может быть предусмотрен запрет на односторонний отказ (и, следовательно, расторжение договора) по инициативе покупателя. Если же по договору такой односторонний отказ со стороны покупателя возможен, или расторжение произошло по другим основаниям (например, обе стороны пришли к соглашению о расторжении договора), потребитель может апеллировать к другой норме Закона о защите прав потребителей: подпункт 6) пункта 2 статьи 8-1 Закона запрещает включать в договор условие о праве продавца (исполнителя) не возвращать уплаченную денежную сумму за не предоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора.

Стоит отметить, что статья 8-1 появилась в Законе «О защите прав потребителей» недавно, она внесена Законом от 21 апреля 2016 года, и пока не известна судебная практика по ееприменению. В досудебном порядке, насколько стало известно со слов нескольких опрошенных нами туркомпаний и покупателей путевок, стороны приходили к согласию по размеру сумм, подлежащих возврату покупателю.

В завершение, еще раз призываем Вас внимательно читать подписываемые документы и заранее просчитывать возможные негативные последствия.


*1 Подпункт 4) пункта 2 статьи 8-1 Закона «О защите прав потребителей»
*2 Статья 293 Гражданского кодекса Республики Казахстан: Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или до- говором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.           *3 Например, визовая поддержка, бронирование
*4 Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
*5 Турист вправе отказаться от исполнения договора до начала путешествия при условии оплаты лицу, осуществляющему туристскую деятель- ность, фактически понесенных им расходов за услуги, оказанные до уведомления об отказе от исполнения договора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика