Ограничены ли возможности авиации?

Так совпало, что резонанс одного из авиационных происшествий, возмутивших Интернет, захватил и 5 мая, Международный день борьбы за права инвалидов.

История этой даты началась с 1992 года, когда люди с ограниченными возможностями из 17 различных государств одновременно провели первый общеевропейский день борьбы за равные права и против дискриминации инвалидов. С того времени подобные мероприятия проводятся ежегодно в одну и ту же дату – 5 мая.

 

В этом году на различных международных конференциях и совещаниях, посвященных Международному дню борьбы за права инвалидов, обсуждали вопиющий случай, который произошел в начале марта в аэропорту российского города Чебоксары. Видеоролик об этом инциденте облетел весь мир: сотрудники воздушной гавани неподобающим образом встретили после посадки самолета своего соотечественника – паралимпийца Замира Шкахова, который прибыл в Чебоксары на Кубок России по легкой атлетике. Дело в том, что, при передвижении по борту и при спуске с трапа самолета Замиру не было предоставлено спецоборудование, а от представителей аэропорта вместо помощи паралимпиец получил некорректное предложение спуститься на багажном лифте. В итоге спортсмен вынужден был передвигаться и спускаться по трапу самолета на руках со словами: «Я не багаж, я живой человек!» Инцидент был снят на камеру тренером Шкахова и попал в Интернет. Это вызвало бурю негодования неравнодушных людей, а Следственный комитет Российской Федерации начал расследование по этому делу.


Этот случай заставил задуматься, а как же на самом деле передвигаются в аэропортах и самолетах те люди, чьи физические возможности ограничены? Ведь этот вопрос касается всех – от постоянной тяжелой инвалидности или временных проблем из-за различных травм и переломов не застрахован ни один человек.

Конечно, уже достаточно давно на международном уровне были разработаны правила перевозки пассажиров, которым по состоянию здоровья необходимы несколько иные от обычных условия перелета, и на сегодняшний день все авиакомпании и аэропорты мира оказывают услуги по авиаперевозке пассажиров-инвалидов. Действуют эти правила и в Казахстане. Но правила правилами, а как обстоят дела на практике? Чтобы понять реальную ситуацию, мы решили обратиться к тем, кто по роду деятельности совершает постоянные перелеты, как в нашей стране, так и по всему миру, и при этом ограничен в физических возможностях или постоянно находится рядом с такими людьми – это спортсмены и представители Национального Паралимпийского Комитета Казахстана.

Павел Сидорчук, знаменитый паралимпиец-легкоатлет, двадцатикратный чемпион Казахстана, имеющий в своем активе также 23 международные медали, полученные на самых разных соревнованиях по всему миру, в паралимпийском спорте уже 20 лет, и перелеты стали для него делом обыденным. Он считает, что в сфере обслуживания людей с ограниченными возможностями в крупных авиакомпаниях и в международных аэропортах нашей страны, таких как Алматы и Астана, можно смело поставить оценку «хорошо». Что же касается небольших авиакомпаний и аэропортов региональных городов, то эту оценку можно снизить до «удовлетворительно». Но, в общем, нареканий относительно приспособленности самолетов и аэропортов под специальные требования людей с ограниченными возможностями у чемпиона-паралимпийца Сидорчука нет. «Где нет техники, там есть неравнодушные люди, всегда готовые помочь!» – так оптимистично настроен чемпион. Надо сказать, что Павел, потерявший обе ноги в результате несчастного случая на железной дороге более двадцати лет назад, передвигается либо на инвалидной коляске, либо на двух протезах.

– Когда я приезжаю в аэропорт и подхожу или подъезжаю на коляске к стойке регистрации, они уже знают, что будет лететь инвалид, так как при покупке билета ставится соответствующая отметка. Ко мне выходит специальный сотрудник аэропорта и помогает пересесть на другую коляску, габариты которой меньше, и они приспособлены для передвижения по самолету. Мою коляску сразу забирают в багаж, за который не требуется оплата, – рассказывает Сидорчук.

В больших аэропортах, по словам Павла, везде установлены лифты, которые легко доставляют человека на инвалидной коляске на нужный этаж, а благодаря специальным рукавам коляска без проблем заезжает непосредственно в самолет. Когда таких приспособлений нет, то работники аэропорта на специальном автомобиле с амбулифтом (подъемной кабиной) доставляют человека на коляске к самолету и поднимают его непосредственно к двери воздушного судна. А когда отсутствуют все эти современные и дорогостоящие приспособления, то на помощь приходят работники аэропорта, которых специально выделяют для помощи инвалидам.

— Вот когда я лечу из родного Костаная или из других нецентральных городов страны, где нет всех этих приспособлений, — продолжает Павел, — то там, если я не на протезах, мне помогают грузчики – они могут занести меня без проблем даже на руках. В общем, за все годы, что я являюсь спортсменом нашего Национального Паралимпийского Комитета, не могу припомнить ни одну негативную ситуацию в аэропорту и в самолете. И даже, когда я на протезах, то мне все равно предлагают помощь специальных людей, так как видят отметку об инвалидности в моем билете.

Дияр Сеитов, спортивный менеджер НПК, который сопровождает наших паралимпийцев по всему миру во время их участия в различных международных соревнованиях, рассказал, что проблемы у его подопечных возникают иногда лишь внутри самолета. Дело в том, что специальные коляски, на которых людей с ограниченными возможностями доставляют до пассажирских мест, забирают сотрудники аэропортов и передвигаться, например, до туалета во время полета приходиться своими силами или при помощи экипажа и сопровождающих лиц. Причем здесь нет разницы – местная авиакомпания или зарубежная. Единственная существенная разница, по словам Дияра, которая бросается в глаза в поездках – это обслуживание на территории наших и зарубежных аэропортов. Комнаты отдыха для людей с ограниченными возможностями в иностранных воздушных гаванях поражают воображение.

– Там можно и поспать полноценно и душ принять, если приходится долго ждать свой рейс. У нас такого нет,- говорит Дияр.

Об этой разнице с восторгом рассказывает и паралимпиец Павел Сидорчук.

– Когда мы были в Эмиратах или во Франции, или, например, в московском международном аэропорту Шереметьево, то просто были ошеломлены их обслуживанием. Причем, в Шереметьево я был не с командой спортсменов, а просто летел по частному делу. Так вот в этих аэропортах тебя просто «облизывают» – другого слова подобрать не могу. Даже если ты на протезах, они будут предлагать тебе коляску и станут уверять, что не надо ходить, что это вредно и утомительно. Хочешь-не хочешь, приходится садиться на коляску и тебя везут, куда только пожелаешь в аэропорту. За тебя этот приставленный работник аэропорта все сам оформляет, а затем, если у тебя нет других дел и желаний, везет в специальную комнату отдыха для людей с ограниченными возможностями. И если ты несколько часов ждешь стыковку рейсов, то у тебя там есть возможность отдохнуть и полежать на удобных диванах, посмотреть телевизор, попить чай, покушать, за- казать что хочешь из ресторанов и кафе аэропорта. Также можно воспользоваться услугами медработника, который находится постоянно рядом. У нас в Казахстане такого я пока не встречал, даже в Алматы и в Астане. Хотя могу сказать, что там тоже совсем неплохо.

Нет нареканий по обслуживанию людей с ограниченными возможностями в больших международных аэропортах нашей страны и у Саттара Бейсембаева, заслуженного тренера Республики Казахстан и личного тренера первой казахстанской чемпионки Паралимпиады по плаванию Зульфии Габидуллиной. Но вот казахстанские аэропорты, обслуживающие только внутренние рейсы, по словам тренера, совершенно не приспособлены для инвалидов-колясочников.

– Дело в том, что моя подопечная Зульфия Габидуллина не ампутант, то есть у нее есть ноги, а значит, нет протезов, и она может передвигаться только в коляске. А коляска не везде может проехать по той причине, что пандусы в наших небольших аэропортах очень неудобные или их нет вовсе, — делится Бейсембаев. Нет во внутренних аэропортах и спецтехники, которая доставляет инвалида до места в самолете. Поэтому, внутри Казахстана мы в основном вынуждены передвигаться с помощью сопровождающего или даже группы сопровождающих, которые просто на руках переносят Зульфию. Думаю, что любой инвалид-колясочник или тот, кто передвигается в коляске из-за временной травмы, скажет вам тоже самое. Поэтому для того, чтобы все прошло гладко, каждый, кто ограничен в движении, должен знать, что при покупке или бронировании билета надо соблюсти важную формальность – обязательно уведомить о своей проблеме работников авиакомпании и аэропорта.

Этот совет является ключевым для каждого человека, чьи физические возможности ограничены постоянно или временно. Любой аэропорт мира и любая авиакомпания никогда не оставят инвалида или травмированного пассажира один на один со своей проблемой и будут всячески стараться помочь ему. Пусть это будут разные, не всегда современные способы, но в любом случае ваше путешествие станет более удобным и приятным!

Редакция SKY Magazine выражает свое глубочайшее восхищение и гордость за успехи казахстанских спортсменов-паралимпийцев на мировой арене и желает нашим атлетам дальнейших внушительных побед!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика