Обзор взаимодействия ИКАО и Казахстана


ИСТОРИЯ

В целях содействия сотрудничеству в сфере авиации 54 государства мира в 1944 году составили и подписали Конвенцию о Международной гражданской авиации. Это историческое соглашение более известно как «Чикагская конвенция». Она и установила основные принципы, позволяющие осуществлять международные перевозки воздушным транспортом, и привела к созданию специализированного учреждения при ООН – ИКАО.

Приложения к Чикагской конвенции на сегодняшний день включают более 12 тысяч (!) международных Стандартов и положений Рекомендуемой практики (их называют SARPs). Все они, на сегодняшний день, приняты 191 государством-членом ИКАО на основе консенсуса.
Казахстан ратифицировал Чикагскую конвенцию в 1992 году для достижения консенсуса в стандартах и рекомендуемой практике международной гражданской авиации в поддержку безопасной, эффективной, надежной, экономически устойчивой и экологически ответственной гражданской авиации. Эти нормы и стандарты разрешают выполнение более чем 100.000 ежедневных полетов в глобальной сети авиации для безопасной и надежной работы в каждом регионе мира.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ СОСТОИТ ИЗ:

  • Ассамблеи
  • Совета
  • Аэронавигационной комиссии
  • других органов

К ДРУГИМ ОРГАНАМ ОТНОСЯТСЯ:

  • Авиатранспортный Комитет;
  • Юридический Комитет;
  • Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;
  • Финансовый Комитет;
  • Комитет по контролю над противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;
  • Комитет по кадрам;
  • Комитет по техническому сотрудничеству;
  • Секретариат

Ассамблея ИКАО является суверенным органом Организации. Ассамблея состоит из всех государств-членов ИКАО, собирается не реже одного раза в три года и созывается Советом ИКАО в удобное время и место. Внеочередное заседание Ассамблеи может проводиться в любое время по требованию Совета или по требованию не менее одной пятой от общего числа государств-членов. На сессию Ассамблеи приглашаются 191 государство-член ИКАО и большое число международных организаций. Сессия устанавливает глобальную политику Организации на следующие три года.

39 сессия Ассамблеи ИКАО состоялась в прошлом году в период с 27 сентября по 7 октября в Монреале (Канада). Стоит отметить, что на прошедшей Ассамблее большое внимание было уделено вопросам охраны окружающей среды. Так, Комитетом по авиационной охране окружающей среды был рекомендован Первый стандарт для воздушных судов на эмиссию СО2 для принятия Советом ИКАО. В свою очередь, Совет представил на этой Ассамблее Проект резолюции по Глобальной системе рыночных мер (GMBM) по уменьшению выбросов на международных полетах.

Совет ИКАО является постоянно действующим органом ИКАО, ответственным перед Ассамблеей. Он состоит из 36 государств-членов, избираемых Ассамблеей сроком на три года. На выборах в Совет, представление дается государствам, играющим ведущую роль в воздушном транспорте и государствам, которые вносят наибольший вклад в обеспечение средств для международной гражданской аэронавигации. А также дается представление государствам для обеспечения присутствия всех основных географических районов мира.

На Ассамблее ИКАО в прошлом году были избраны государства Совета на текущий период:

 

В некоторых случаях, Совет может выступать в качестве арбитра между государствами-членами по вопросам, касающимся авиации и осуществления положений Конвенции; может исследовать любую ситуацию, которая представляет устранимые препятствия для развития международной аэронавигации и, в общем, может принять необходимые меры для поддержания безопасности и регулярности международного воздушного транспорта.

Казахстан состоит в Европейском/Североатлантическом (EUR/NAT) региональном бюро ИКАО. Данное бюро расположено в Париже и занимается продвижением и мониторингом SARPs в 56 государствах региона.

О ПРОВЕРКЕ И МОНИТОРИНГЕ

На 32 сессии Ассамблеи ИКАО в 1998 году было принято решение о создании Универсальной программы проверок в сфере обеспечения безопасности полетов, включающей в себя регулярные, обязательные, систематические и согласованные проверки безопасности полетов всех Договаривающихся государств. Впоследствии на 35 сессии Ассамблеи ИКАО в 2004 году данная программа проверок была усовершенствована и включила в себя все Приложения Чикагской конвенции, касающиеся безопасности полетов. Кроме того отчет по программам проверок был реструктурирован в соответствии с 8-ю критическими элементами ИКАО.

Данные критические элементы ИКАО являются основными инструментами оценки системы контроля над обеспечением безопасности полетов во всех странах мира.

Эффективная реализация первых пяти критических элементов являются основой в государствах, по которым будет осуществлено внедрение остальных трех критических элементов. Так, к первым пяти элементам относятся:

1. Основное авиационное законодательство.

2. Конкретные нормативные акты по вопросам эксплуатации.

3. Государственная система гражданской авиации и государственные функции контроля над обеспечением безопасности полетов.

4. Квалификация и подготовка технического персонала.

5. Технический инструктивный материал, инструменты и предоставление важной информации с точки зрения безопасности полетов.

Только успешная реализация данных пяти критических элементов в любой стране может позволить эффективно внедрить оставшиеся три элемента для функционирования системы по обеспечению безопасности полетов.

6. Обязательства по выдаче свидетельств, сертификации, санкционированию и утверждению.

7. Обязательства по ведению надзора.

8. Разрешение проблем безопасности.

ИКАО осуществляет механизм непрерывного мониторинга за обеспечением безопасности полетов государств-членов путем проведения, как аудитов, так и валидационных миссий авиационных администраций по всем критическим элементам.

ИКАО И КАЗАХСТАН

2009 год.

В Казахстане был проведен аудит ИКАО, по результатам которого эффективное внедрение стандартов ИКАО составило 47%, в частности выявлено 82 замечания из них 2 существенных. На основании результатов аудита 2009 года Европейская Комиссия приняла решение о внесении всех авиакомпаний в так называемый «черный список» за исключением Эйр Астаны, на которую были наложены ограничения по расширению географии полетов и парка воздушных судов.

Данный аудит показал системные проблемы отрасли в целом. В ходе устранения выявленных замечаний Казахстан стал активно взаимодействовать как со штаб-квартирой ИКАО, так и с Региональным офисом в Париже.

2012 год.

Комитетом гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан был подписан меморандум о взаимопонимании с ИКАО по внедрению Механизма непрерывного мониторинга безопасности полетов в Казахстане. В том же году в целях оказания помощи, передачи опыта, а также обучения стажировки в области проведения сертификации и надзора в сфере безопасности полетов было привлечено Бюро технического сотрудничества ИКАО.

Кроме того, Казахстан начал активно участвовать в мероприятиях и инициативах, проводимых под эгидой ИКАО. Так, Казахстан неоднократно выступал площадкой в проведении региональных совещаний ИКАО.

2014 год.

Впервые в Казахстане с официальным визитом побывал генеральный секретарь ИКАО Раймон Бенжамен. Им был отмечен, тот факт, что Казахстан за короткий срок добился успеха в развитии гражданской авиации. Кроме того, выразил заинтересованность в дальнейшем партнерстве с Казахстаном, «так как республика является примером для региона».

В том же году на основании проведенной комплексной работы по устранению замечаний ИКАО была проведена первая валидационная миссия ИКАО. По результатам данной валидационной миссии было устранено одно существенное замечание, и уровень эффективного внедрения стандартов ИКАО поднялся с 47% до 64%. На тот момент данный показатель соответствовал уровню таких стран, как Словения- 63%, Черногория- 63%, Эстония- 63%.

2016 год.

В этом году была проведена валидационная миссия ИКАО в Казахстане, по итогам которой уровень эффективного внедрения повысился на 10% и составляет 74%. Данный результат соответствует уровню следующих европейских стран: Словакия 75%, Португалия 71%, Люксембург 70%, Литва 70%, Молдова 72%. В тоже время нужно отметить, что текущий среднемировой уровень составляет 63%, а среднеевропейский – 76%.

В соответствии с данными Механизма непрерывного мониторинга, размещенными на портале ИКАО, Казахстан занимает 66 место среди 191 государств-членов ИКАО.
Результатом проведенных и реализуемых комплексных мероприятий по повышению уровня обеспечения безопасности полетов в стране стало решение Европейской комиссии от 8 декабря 2016 года о снятии ограничений с отечественных авиакомпаний на полеты в Европейский союз. Данное решение было принято по итогам заседания Комитета по безопасности полетов Европейской комиссии, которое состоялось 23 ноября 2016 года в Брюсселе.

Сегодня

Необходимо отметить, что снятые ограничения с Казахстана, как страны в целом, позволяют казахстанским авиакомпаниям осуществлять полеты в Европу. В то же время, авиакомпаниям желающим осуществлять полеты в страны Европейского Союза необходимо будет пройти обязательный аудит Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) для получения разрешения эксплуатантов третьих стран.

Казахстаном будет продолжена работа по приведению авиационной администрации и отрасли в целом в соответствии с показателями мировых лидеров. Для этих целей, ведется активная работа по реализации шага 68 Плана нации, согласно которому «Деятельность Комитета гражданской авиации будет ориентирована на модель Британского агентства гражданской авиации». Британское агентство является одним из наиболее эффективных органов управления гражданской авиации в мире, его уровень соответствия стандартам и рекомендуемой практики ИКАО – 93%.

Взаимодействие с Агентством ведется с конца 2015 года, состоялось несколько визитов его специалистов в Казахстан, отрабатываются и согласовываются Коммерческое и техническое предложения на оказание технической помощи Комитету. В начале 2017 года запланировано заключение контракта с Британским агентством.

Создание автономного ведомства гражданской авиации и совместное активное сотрудничество с Британским агентством призваны способствовать достижению показателей внедрения стандартов ИКАО свыше 87% до 2020 года, что в свою очередь позволит войти в 30-ку сильнейших авиационных администраций мира в соответствии с поручением Главы государства.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика