Нурлан Жумасултанов: «Нужно работать, а не пиариться»

Первое полугодие 2016 года авиакомпания BekAir не переставала радовать общественность яркими информационными поводами. Спор с Комитетом гражданской авиации с последующим выигранным судом, ситуация с рейсом Кызылорда – Астана и, как венец всему, награждение пилота Родина из рук самого Президента РК. И все это при дружественной поддержке публики и широком освещении в СМИ. Sky Magazine заинтересовал вопрос: что стало причиной популярности авиакомпании в обществе и масс-медиа – продуманная пиар-стратегия или звезды так сложились? Об этом – в интервью с председателем совета директоров авиакомпании BekAir Нурланом ЖУМАСУЛТАНОВЫМ. 


СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 2016 ГОДА, СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНЕМ BEKAIR, ПОДТВЕРЖДАЮТ ПОГОВОРКУ «ВСЕ, ЧТО НИ ДЕЛАЕТСЯ, ДЕЛАЕТСЯ К ЛУЧШЕМУ». КАЖДАЯ СИТУАЦИЯ ИГРАЕТ В ПОЛЬЗУ ВАШЕЙ АВИАКОМПАНИИ. КАК ЭТО УДАЕТСЯ?

Большую роль в этом играет коллектив нашей компании, профессиональная и производственная подготовка сотрудников. Конечно, и я сам всегда лично вовлечен во все детали происходящего. Опыт показывает, что из любой ситуации есть выход – либо в плюс, либо в минус. И стремиться нужно только в плюс. При грамотном подходе течение любого события можно повернуть в нужное положительное русло. 

BEKAIR НЕ РАЗ ДЕМОНСТРИРОВАЛА ТАКОЙ ГРАМОТНЫЙ ПОДХОД. К ПРИМЕРУ, В СЛУЧАЕ С ГЕРОИЧЕСКОЙ ПОСАДКОЙ САМОЛЕТА, СЛЕДОВАВШЕГО МАРШРУТОМ КЫЗЫЛОРДА – АСТАНА. ТОГДА ВАША КОМПАНИЯ БЫСТРО И СТРАТЕГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ПРОКОММЕНТИРОВАЛА В СМИ ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ ПРОИЗОШЕДШЕГО. КАК УДАЛОСЬ ТАК ТОЧНО И МОЛНИЕНОСНО СРАБОТАТЬ?

Когда мы узнали о случившемся, наша команда собралась в течение получаса, и началось обсуждение. Прежде всего, мы сразу определили, правильно ли действовал экипаж. Когда самолет садится без переднего шасси, его нельзя останавливать слишком быстро, иначе произойдет сильный удар, деформация конструкции и может возникнуть опасность для морального и физического здоровья пассажиров. Пилоту в подобной ситуации нужно выдерживать скорость таким образом, чтобы самолет мягко опустил нос, избежав удара. И команда Родина сделала все правильно – действовала выдержанно и по-умному. Конечно, был скрежет – это понятно, машина проехала брюхом по асфальту, но главное – удара не произошло. В последующем эксперты подтвердили высокий уровень мастерства экипажа: ни один силовой элемент конструкции самолета не был поврежден, пострадала только обшивка. А это говорит о точных действиях пилота – в экстренной ситуации он выбрал такую траекторию полета, чтобы посадка прошла с минимальными повреждениями для самолета и максимальной безопасностью для пассажиров.

Далее мы рассуждали следующим образом: причиной невыпуска шасси у самолета – вне зависимости от его принадлежности той или иной авиакомпании и вне зависимости от завода-изготовителя – является техническая неисправность, которая может быть только двух видов. Бывает эксплуатационный дефект, который появляется в ходе неправильной эксплуатации, и производственный – когда были допущены какие-то несоответствия при изготовлении. Авиакомпания должна отвечать за дефекты первого вида, но заводские недочеты – не в компетенции авиаперевозчика. В случае с экипажем Родина дефект был именно заводской. Но ведь пассажирам неважно, почему возникают неисправности. И наша задача – обеспечить их безопасность в полете. Поэтому BekAir постоянно вкладывается в повышение квалификации своих пилотов. Каждые полгода мы отправляем экипажи в тренировочные центры в Амстердаме, где отрабатываются все возможные экстренные ситуации, в том числе посадка без передних шасси, без задних шасси и так далее. Цель пилота – безопасно завершить полет как при стандартных, так и при нестандартных условиях.

BEKAIR ИЗ-ЗА НИЗКИХ ЦЕН НА АВИАБИЛЕТЫ СТАЛА ПО-НАСТОЯЩЕМУ НАРОДНОЙ АВИАКОМПАНИЕЙ. КАК ЭТО УДАЛОСЬ?

Я много лет проработал в органах национальной безопасности, которые очень хорошо знают, что нужно народу, чем народ дышит, чем он доволен и недоволен. Я в свое время как раз занимался вопросами авиации и, выстраивая деятельность BekAir, изначально ставил задачу удовлетворения потребностей простых пассажиров. Насколько можно видеть, люди это оценили.

ВАША АВИАКОМПАНИЯ УДЕЛЯЕТ ВНИМАНИЕ НАРОДУ НЕ ТОЛЬКО С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. BEKAIR АКТИВНО ПРИСУТСТВУЕТ В СМИ. ЭТО ТАКЖЕ ОДНА ИЗ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ?

Мы так оцениваем свое присутствие в СМИ: ни много ни мало, по мере появления новостей. Народ летает на наших самолетах, доверяет нам, поэтому люди должны больше знать о BekAir. У нас есть сайт и аккаунты в соцсетях – там мы даем всю информацию, открыто объясняем и комментируем происходящее. Так было и с невыпуском шасси – мы сразу выложили на сайт материал, где сообщили все детали. Наша компания действует по принципу, что никогда не нужно делать секрет из чего-либо. Иначе все обрастет ненужными слухами, и уже никто не разберет где правда, где неправда.

ЗНАЧИТ, У ВАС НЕТ PR-ПРОГРАММЫ?

Нет, никакой PR-программы не существует. Работать надо, а не пиариться. Мы говорим только тогда, когда есть что сказать. Нам не нужна лишняя реклама или пиар. Рынок авиаперевозок в Казахстане уже условно разделен, у каждой авиакомпании свой сегмент пассажиров. У одних – «от среднего класса и выше», у нас – «от среднего и ниже». Наш пассажир – это человек, который вчера ездил на поезде. А сегодня он выбирает нас, потому что почти за те же деньги может добраться до места назначения не за два-три дня, а за два часа. И это здорово.

МЫ ХОТИМ СОЗДАТЬ СИЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – СВЯЗАТЬ АВИАМАРШРУТАМИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА

КОНЕЧНО, ЗДОРОВО. НО ТОГДА ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС, ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ НА ПОСТОЯННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ ВАШИХ ПИЛОТОВ?

В нашей компании нет ни одного иностранного сотрудника. Все пилоты, инженеры, бортпроводники – граждане Республики Казахстан. Это принципиальная позиция BekAir. Надо сначала обеспечить работой своих соотечественников. Иностранцы прилетают к нам, чтобы повысить свою квалификацию: из вторых пилотов вырастают до командиров и при этом получают зарплату большую, чем казахстанские пилоты. А ведь наши специалисты ничем не хуже любого иностранного. Так почему бы не повышать квалификацию наших пилотов? Их зарплаты? Это же повлияет на многое: повысится уровень жизни их семей, уровень развития авиационной отрасли, да и страны в целом. Когда есть перспективы роста на Родине, чего еще хотеть, куда уезжать? Мы за четыре года воспитали порядка 10 командиров. Своих вырастили, поэтому к нам и идут. А на обучение компания всегда закладывает отдельный бюджет, которого вполне хватает.

КАКОЙ ВЫ ВИДИТЕ ВАШУ АВИАКОМПАНИЮ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ?

Мы хотим создать сильного регионального перевозчика. Основная цель – связать авиамаршрутами как можно больше городов Казахстана. Свои поправки вносит кризис: где-то получается быстро, где-то медленно, но оборотов мы не сбавляем. У нас уже многое получилось – мы стали серьезным игроком на рынке. Первоначальный план иметь шесть судов перевыполнен – у нас их сейчас семь. Теперь планируем увеличить парк до 12 воздушных судов – так, чтобы всегда иметь один самолет в резерве на техническом обслуживании. Тогда мы не будем завязаны на прибытии судна, к примеру, от задержки при плохих погодных условиях.

МОГУТ ЛИ БЫТЬ НЕОЖИДАННЫЕ «ПАЛКИ В ШАССИ» НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ? КТО ВАШИ ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ? ДРУГИЕ КАЗАХСТАНСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ – ВАШИ КОНКУРЕНТЫ ИЛИ КОЛЛЕГИ?

Палки в колеса может ставить кто и когда угодно. Подобные ситуации могут быть как объективные, так и субъективные. Но врагов у нашей авиакомпании нет. А вот друзей много, особенно среди аэропортов – мы с ними в очень хороших отношениях. Другие авиакомпании – и крупные и небольшие – для нас партнеры. Конкуренция, конечно, есть, но она происходит в очень здоровой атмосфере. Мы все представляем одну отрасль, хорошо понимаем друг друга и стараемся по необходимости помогать. Когда с экипажем Родина случилась та аварийная посадка, нас поддержали все авиакомпании, потому что понимают: такое может быть с каждым самолетом.

ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ВСЕ КАЗАХСТАНСКИЕ АВИАКОМПАНИИ НАХОДЯТСЯ В ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. И ВСЕ ЖЕ, ЧТО ДЛЯ ВАС ВАЖНЕЕ – РОСТ ВАШЕЙ АВИАКОМПАНИИ ИЛИ РАЗВИТИЕ АВИАЦИИ В ЦЕЛОМ?

Развитие авиации важно, но самое главное – чтобы росла страна. Стабильная растущая экономика страны означает стабильный доход каждого отдельного человека, семьи, достойные пенсии и денежные накопления. Все это дает уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. И позволяет людям много путешествовать, летать. Посмотрите на активные в плане туризма европейские страны – путешествуют студенты, пенсионеры, целые семьи. Для них это обычное дело. Моя главная мечта именно в этом: я хочу, чтобы казахстанцы много летали и путешествовали. Что же касается вопроса, отвечу так: у сильной развитой экономики такая же сильная авиация. А авиакомпании растут следом за отраслью.

Интервью опубликовано
в Sky Magazine №3, 2016 год 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика