Ни звука от сверхзвуковых: Вспомним ТУ-144

1 ноября 2017 года исполнилось ровно 40 лет с того момента, как в Алматы (Алма-Ату) прилетел диковинный «Ту-144» со своим первым пассажирским регулярным рейсом. А в декабре 2018 мы отметим 50-летний юбилей самого первого полета этого самолета.
Но есть еще одна замечательная дата, связанная с «Ту-144». 10 ноября этого года — 129 лет со дня рождения его изобретателя, великого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. Мы просто не могли пройти мимо всех этих дат и годовщин – «SKY Magazine» вспоминает легендарный «Ту- 144».


«Ту-144» — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Является первым и одним из двух в мире (наряду с британско-французским «Конкордом») типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок.

ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ, ОПЕРЕЖАЯ КОНКУРЕНТОВ В ПОГОНЕ ЗА ЗВУКОМ, ОПЕРЕЖАЯ ЗВУК В ПОГОНЕ ЗА ИМИДЖЕМ – ПОСТОЯННАЯ ГОНКА ЗАГНАЛА САМОЛЁТЫ В ТАКУЮ ДАЛЬ, ЧТО МИР ДО СИХ ПОР НЕ ВЫШЕЛ ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛЫ. СВЕРХЗВУКОВОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР – О ЧЁМ ЕЩЁ МОГЛИ МЕЧТАТЬ ЛЮДИ С МОМЕНТА ПОЯВЛЕНИЯ САМОЛЁТОВ? ОКАЗАЛОСЬ, КОГДА МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ СЛИШКОМ БЫСТРО – ОТ НЕЁ МОГУТ ТАК ЖЕ БЫСТРО ОТКАЗАТЬСЯ.

Успехи в создании в 50-е годы сверхзвуковых боевых самолетов, в том числе и тяжелого класса, создали благоприятную обстановку для изучения возможности создания сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). История появления первых проектов СПС уходит своими корнями в первые послевоенные годы, когда в США и Великобритании было предложено несколько гипотетических проектов, весьма далеких по своим техническим решениям от практической реализации. Во второй половине 50-х годов по обе стороны «железного занавеса» появляются сначала опытные, а затем и серийные сверхзвуковые тяжелые самолеты военного назначения. Именно тогда Никита Хрущёв, восхищенный маневренными бомбардировщиками спросил Туполева: «А можешь ли ты на таких самолётах возить не бомбы, а людей?». «Могу», — уверенно заявил конструктор.

По словам Туполева, этот проект был не только разработкой нового самолета, а стал толчком для подъема всей науки, техники и технологий на абсолютно иной уровень. Самолет создавался всей страной. Правительственное задание предусматривало создание сверхзвукового лайнера с крейсерской скоростью полета 2300—2700 км/ч, практической дальностью 4000-4500 километров с 80- 100 пассажирами на борту, либо 6000-6500 километров с дополнительными топливными баками и 50 пассажирами на борту. Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, также вместе с ним строился и второй экземпляр для статических испытаний. Между мировыми державами в это время шло негласное соревнование – кто же первым представит прорывной гражданский сверхзвуковой самолет. И, несмотря на огромные усилия, советский лайнер, казалось, опаздывал. 11 декабря 1967 года было официально заявлено о создании первого сверхзвукового «Concorde». Однако по ряду технических причин самолет так и не смог взлететь. Практически в это же время на летной базе в Жуковском под пристальным контролем Туполева свозились и собирались воедино отдельные части «Ту-144». К двадцатым числам декабря 1968 года самолет был окончательно собран и был готов приступить к летным испытаниям, но свои коррективы в напряженный график производства самолета внесла погода. Испытание «Ту-144» смогли осуществить только 31 декабря.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ПРОДОЛЖАЛСЯ 37 МИНУТ, И СОВЕТСКИЙ СОЮЗ СМОГ ЗАКРЕПИТЬ ЗА СОБОЙ ПЕРВОЕ МЕСТО – «ТУ-144» ОБОГНАЛ «КОНКОРД» НА 2 МЕСЯЦА.

5 июня 1969 года «Ту-144» впервые в истории авиации преодолел звуковой барьер, также опередив в этом западного брата. Вообще, «Конкорд» и «Ту-144» были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что, несмотря на внешнее сходство, самолёты всё-таки довольно сильно отличались. Так, «Ту-144» был значительно больше по размерам своего западного «двойняшки»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд»- наиболее 128. Причём, несмотря на свои габариты, «Ту-144» требовалось для взлёта гораздо меньшая по размеру взлётная полоса, чем более мелкому «Конкорду». Те же сходства, которые имелись во многих решениях, были продиктованы одними и теми же законами физики и общим уровнем развития всего технологического мира.

1 НОЯБРЯ 1977 ГОДА «ТУ-144» СОВЕРШИЛ СВОЙ ПЕРВЫЙ РЕГУЛЯРНЫЙ РЕЙС «МОСКВА – АЛМА-АТА». В РАСПИСАНИИ АЭРОПОРТА «ДОМОДЕДОВО» ПОЯВИЛИСЬ ДВЕ НОВЫЕ СТРОКИ: РЕЙС No 499 «МОСКВА – АЛМА-АТА», ВЫЛЕТ В 8:30 И РЕЙС No 500 «АЛМА-АТА – МОСКВА», ВЫЛЕТ В 14:00. БИЛЕТ НА МАРШРУТ «МОСКВА – АЛМА-АТА» СТОИЛ 68 РУБЛЕЙ.

В целом, рейс пользовался огромной популярностью, и билеты на него быстро перешли в разряд дефицита. Для людей невиданная доселе скорость казалась диковинкой, но переплачивать они были готовы не ради спешки, а ради того, чтобы прикоснуться к будущему. Для многих это был шаг в мир прогресса, который вел человечество взапредельное. Люди хотели стать частью этого перехода в новый мир, частью чего-то большего.

Однако, для всего правительства, конструкторов и руководства «Аэрофлота» каждый полёт по маршруту «Москва – Алма-Ата» был настоящим стрессом. Из-за ограничения дальности полета, лайнер не мог лететь дальше Алма-Аты – и если на аэродроме (и также на запасном в Ташкенте) не смогли бы принять рейс, к примеру, из-за метеоусловий, то самолету негде было бы сесть. Пассажиры же этой тревоги не чувствовали. Максимальный дискомфорт им доставлял только шум. Шум был таким сильным, что люди не могли говорить друг с другом иначе, как на повышенных тонах. Возникал он из-за двигателей (а легко ли летать на сверхзвуке?) и из-за кондиционеров. Кондиционеры на самолете были установлены также не просто ради удобства: во время полёта самолёт нагревался так, что борт превращался в настоящую духовку, поэтому кондиционер и его бесперебойная работа были жизненно необходимы. Репутацию лайнера серьезно пошатнула авиакатастрофа. 23 мая 1978 года на борту модернизированного «Ту-144», который совершал испытательный рейс, из-за неисправности топливной системы произошло возгорание. Экипаж принял решение совершить вынужденную посадку – в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись, но авиалайнер почти полностью сгорел.

1 ИЮНЯ 1978 ГОДА «АЭРОФЛОТ» ПРЕКРАТИЛ ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ «ТУ-144».

И это несмотря на то, что модернизированная версия самолёта не имела никакого отношения к тем, что выполняли регулярные рейсы.

Некоторое время «Ту-144» еще выполнял грузовые перевозки «Москва – Хабаровск». Затем, в конце 90-х годов прошлого столетия, ненадолго вернулся в небо в качестве летающей лаборатории по созданию нового перспективного сверхзвукового пассажирского самолета.

Парадоксально, но в итоге, сверхзвуковые пассажирские самолёты оказались никому не нужны. Слишком дорогие, слишком сложные, слишком шумные, они проиграли вместительным авиалайнерам нового поколения, первым из которых был «Boeing-747». В гонку с Боингом вступился концерн «Airbus», что навсегда оттеснил на второй и третий план гонку за сверхзвук. Всё-таки возить медленно, но много стало перспективнее, чем возить мало, но быстро. За один рейс вместительные дозвуковые самолёты могли перевезти тройное количество сверхзвуковых пассажиров.

«Ту-144», впрочем, как и остальные СПС, был очень интересным, но не доведенным до конца проектом, в котором имели место многочисленные технологические проблемы.

С любой из этих проблем, при наличии определенной воли, можно было справиться. И не такие машины доводились до приемлемой серийной надежности. Но переход к использованию сверхзвуковых лайнеров изменил бы всю авиацию – пришлось бы менять постепенно всю систему, все аэродромы, всю процедуру обучения новых пилотов – таких кардинальных изменений хотели не все, страна не была готова к этому, не была готова к тому, что опередила не только звук, но и время.

Семь самолётов «Ту-144» в 1990-х годах разобрали на металлолом, уцелевшие имеются в музеях гражданской авиации России, один есть даже в Германии. Экземпляр самолёта, имеющийся на аэродроме в Жуковском в России, выставляется в авиасалоне «МАКС» для всеобщего обозрения и напоминания о том, что будущее могло быть другим. Что судьбу людей и авиации может изменить только желание или нежелание меняться.

Вряд ли в скором времени начнутся проекты по созданию пассажирских сверхзвуковых лайнеров для регулярных рейсов – только разве что для деловой авиации – там, где люди готовы оплачивать прожорливость быстрых железных птиц. Но, если, всё же, это случится – «Ту-144» однозначно станет основой для этих проектов.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Источник: fishki.net

«Ту-144» был показан в фильме «Мимино». По сценарию, он летал в Дели и Сан-Франциско. В начале фильма показан серийный «Ту-144», а в конце фильма Мимино летит уже на совершенно другом, предсерийном варианте самолета: это хорошо видно в момент взлета по расположению двигателей и шасси, и отсутствию носовых «крылышек». Сцена разговора Мимино и иностранки с собачкой снимались в интерьере вообще другого, не сверхзвукового самолета – «Ил-62»: «Ту-144» просто не мог вместить столько пассажиров, сколько изображено в фильме: Мимино идет по проходу между шестью рядами кресел, а в «Ту-144» их максимум могло быть пять – в салоне второго класса.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика