Неавиационная деятельность в авиации

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВ И ИХ НЕАВИАЦИОННЫХ ДОХОДАХ? ЕСЛИ В ГОЛОВУ ПРИХОДЯТ МЫСЛИ О СТОИМОСТИ КОФЕ В АЭРОПОРТУ, ТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ АЭРОПОРТА, ИНТЕРЕСНАЯ, ПЕРСПЕКТИВНАЯ И ДОСТАТОЧНО НОВАЯ В РАЗРЕЗЕ КАЗАХСТАНА. ПОДРОБНЕЕ – В МАТЕРИАЛЕ. 

Широко известно, что основной (авиационной) деятельностью аэропортов является обслуживание взлетно-посадочных полос, аэронавигационные, охранные услуги, обслуживание пассажиров, грузов, самолетов и прочее. То есть все то, что позволяет самолетам с пассажирами и грузами точно и безопасно взлетать и садиться. В авиабилетах отражение авиационной деятельности можно видеть в строчке «сборы аэропорта». Однако аэропорты занимаются и неавиационной деятельностью, которая является важнейшей статьей доходов для большинства аэропортов мира. По оценкам зарубежных специалистов, она составляет в среднем 15–20% в структуре доходов аэропортов, а в отдельных случаях достигает 30–40%.

При этом прибыль от такой деятельности может составить до 60–70% от общей прибыли аэропорта. В Казахстане этот процент значительно ниже, что во многом связано с тем, что в нашей стране получению неавиационных доходов долгое время не придавалось должного значения. Однако нужно отметить, что аэропорты двух главных казахстанских городов – Астаны и Алматы – имеют все предпосылки и значительный потенциал, чтобы со временем значительно преуспеть в этом новом направлении.

Так что же такое неавиационная деятельность? Неавиационная деятельность – это непрофильная коммерческая деятельность аэропортов, которая позволяет им улучшить качество обслуживания и получить дополнительные доходы. Она включает в себя:

– аренду за использование принадлежащих аэропорту помещений, земли или оборудования (например, стойки регистрации, билетные кассы и административные помещения);
– рестораны, бары, кафетерии и поставку бортового питания;
– магазины беспошлинной торговли;
– концессии на поставку авиационного топлива и масел – право продажи или сбыта авиационного топлива и смазочных материалов в аэропорту;
– автостоянки; – а также прочие концессии и другую коммерческую деятельность аэропорта (арендную плату за автомашины, сборы за право осуществления банковских операций и обмен валюты, входную плату за доступ в зоны, представляющие особый интерес, например, смотровые площадки аэровокзала).

Современные тенденции показывают, что аэропорты становятся центрами коммерческой деятельности, привлекая на свои территории множество предприятий из разных отраслей экономики. При этом для занятия неавиационной деятельностью аэропорты используют все свои мощности: как внешние, так и внутренние площади терминалов.

В последнее время тема неавиационного дохода получила логическое развитие в концепции «аэротрополис», автором которой является профессор Университета Северной Каролины Джон Касарда. По его мнению, современные городские аэропорты имеют потенциал превращения в настоящие мини-города – «аэротрополисы». Концепция отсылает в опыт прошлых веков, когда морские порты и железнодорожные узлы превращались в крупнейшие центры скопления населения и бизнеса. «Аэротрополис» – это то, во что трансформируются крупнейшие аэропорты во всем мире, аккумулируя вокруг себя бизнес-парки, логистические и индустриальные центры, промышленные территории, узловые станции и вокзалы, торговые комплексы, технологические, информационные и коммуникационные центры, становясь ядром всей этой инфраструктуры. Как видим, нашим аэропортам есть куда стремиться. К слову, примеры «аэротрополисов» в мире уже есть. Это Лас-Колинас в штате Техас, «Южная ось» (Zuidas) в Амстердаме, бизнес-округ Songdo в Южной Корее, «Панатрополис» в Панаме. Подробнее об этом явлении читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика