Мечта быть летчиком, или случайное не случайно

У большинства авиаторов любовь к небу из детства. Наш сегодняшний герой – не исключение. Но в его судьбе определенную роль сыграл и Его Величество Случай. Знакомьтесь, старший летчик авиационной эскадрильи (литерного) звена армейской авиации, старший лейтенант Идигеев Максат.


МАКСАТ, ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМ?

Я родился в Уральской области в поселке Чингирлау. Как многие мальчишки в детстве, мечтал стать космонавтом, хотел летать. Видимо, это желание было действительно велико, потому что со мной произошел случай, который предопределил все мое будущее. Как-то раз я пошел с мамой в больницу. И в этот же день туда поступил тяжелый больной, которого нужно было срочно отвезти в город. На автотранспорте это было невозможно, поэтому вызвали вертолет. Именно тогда я увидел вертолет впервые. Затаив дыхание, я с восхищением рассматривал прекрасную мощную «железную птицу». Тут ко мне подошел летчик – командир экипажа и предложил посмотреть вертолет изнутри. Я был в восторге! Тот случай навсегда врезался в детскую память, и с тех пор моей заветной мечтой стало командовать экипажем вертолета. Чуть позже я узнал, что в Актюбинске есть Военный институт Сил воздушной обороны им. дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова. Я загорелся целью поступить туда после окончания школы, и это стало отличной мотивацией для усиленной подготовки и улучшения учебных результатов. Старания оправдались – я поступил на летный факультет. И здесь снова свою роль сыграл случай: на пилотирование самолетов в институте мест не было, поэтому мне предложили стать вертолетчиком. После окончания учебы у нас было государственное распределение, по которому, благодаря опять-таки случаю, я попал в Астану. У нас считалось, что попасть в Астану практически невозможно, здесь престижный литерный полк, который обеспечивает охрану столицы. Но меня распределили именно сюда, в авиационное звено, летать на военном вертолете поначалу в качестве летчика-штурмана. Постепенно я стал подниматься по карьерной лестнице. И сейчас являюсь старшим летчиком авиационной эскадрильи (литерного) звена армейской авиации. В семье у нас военных вообще нет, поэтому все мной очень гордятся.

СКОЛЬКО ЧАСОВ НАЛЕТА У ВАС НА ДАННЫЙ МОМЕНТ?

356 часов налета с момента распределения в Астану – с 2011 года.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА ОТ ГРАЖДАНСКОГО?

Начнем с того, что гражданских называют пилотами, а военных – летчиками. Летчик выполняет задачи по пере- возке грузов и людей, по десантированию – штурмовому, парашютному и по фалу, также боевые задачи: это стрельба, сбрасывание бомбы и многое другое. Главное для военного летчика – выполнение боевой задачи. Основная задача гражданского пилота – обеспечение безопасной и комфортной перевозки пассажиров. Также при подготовке существует разница в навигационной и языковой подготовках.

В ЧЕМ СОСТОИТ ОТЛИЧИЕ ВЕРТОЛЕТА ОТ САМОЛЕТА?

Разница изначально в аэродинамике. Так же как и птицам, летательным аппаратам, изобретенным человеком, необходимы крылья. У самолетов они неподвижные, а у вертолетов вращаются. Это простое различие также выражается в том, что самолеты должны постоянно находиться в движении, чтобы не упасть, и, кроме того, им требуется большая площадка для взлета и посадки. А лопасти вертолета позволяют ему оставаться неподвижным в воздухе и подниматься, опускаться и садиться вертикально, не требуя специальной площадки, а также, находясь в воздухе, двигаться в любом направлении. Также есть различия в маневренности: вертолеты способны к зависанию в воздухе и даже к полету «задом наперед». Кроме того, вертолеты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет перевозить очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы.

ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ЦЕННОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ В РАБОТЕ?

Ощущения. Все: в период десантирования, в полете, в момент достижения поставленной цели.

ЗНАЧИТ, ВЫ НАВЕРНЯКА ПОМНИТЕ НЕЗАУРЯДНЫЕ СОБЫТИЯ ВАШЕЙ АВИАЦИОННОЙ ЖИЗНИ. КАКОЙ СЛУЧАЙ САМЫЙ ЯРКИЙ?

Помню, конечно. Летели мы как-то на вертолете из Алматы в Шымкент. Были плохие метеоусловия: облака, дождь, туман. Когда до Шымкента оставалось километров 60, диспетчер спросил, решились ли мы на посадку. Командир ответил положительно, и мы пошли на снижение. Садились по приборам, поскольку видимость была нулевая. Представьте, идем на снижение, а земли все невидно. По высотомеру определяем, что земля уже совсем близко, а ощущение, будто падаем в бездну. Теоретически мы, конечно, к таким ситуациям готовы, но внутренний страх все равно был. И только на высоте 50 метров над землей мы, наконец, увидели полосу, куда садимся. А облегчение наступило только тогда, когда вертолет окончательно приземлился. Мы все переглянулись и разошлись в полной тишине. Вот этот момент мне запомнился больше всего за весь период моей службы.

Именно тогда я по достоинству оценил свою профессию. Быть летчиком означает быть мужественным, смелым и решительным. Но также очень важно всегда оставаться рационально мыслящим, выдержанным и ответственным за свои поступки.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика