Мал золотник, да дорог — Талгат Джандосов

Стремление к большим высотам всегда начинается с чего-то малого. Индивидуальные приспособления для полёта – одно- и двухместные самолеты, дельтапланы, парапланы, воздушные шары, реактивные ранцы, беспилотники и многое другое – это тоже авиация. А название ей, как уже можно догадаться – малая.

Профессионалы подразделяют малую авиацию на лёгкую (от 10 до 20 человек на борту) и сверхлёгкую (1-2 человека в полете). Также, сюда относятся и беспилотные летательные аппараты.
О том, как в стране развивается рынок малой авиации, об использовании дронов и о том, на что обращать внимание при покупке самолёта, мы решили узнать у Джандосова Талгата, руководителя «Dzhandosov Aircraft».


ТАЛГАТ, ВАША КОМПАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ НА РЫНКЕ МАЛОЙ АВИАЦИИ КАЗАХСТАНА. ЗАМЕТИЛИ ЛИ ВЫ РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ДАННОЙ СФЕРЫ АВИАЦИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА ВРЕМЯ ВАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Да, наша компания на рынке уже три года. За это время мы наладили партнёрские соглашения с европейскими производителями лёгких и сверхлегких самолётов, постоянно изучаем рынок, работаем с клиентами. И сейчас уже можем говорить о тенденциях сферы малой авиации, опираясь на данные, собранные за годы работы.

В целом, могу констатировать рост популярности малой авиации среди наших соотечественников. Наблюдается постоянный спрос на летательные аппараты. Также отмечаем стабильно растущее количество людей, желающих получить свидетельство пилота-любителя (PPL). Но, справедливости ради, следует отметить, что кризис немного придержал рост данного сегмента рынка.

И все же, интерес к малой авиации, несмотря на все экономические колебания, остается стабильно растущим. Поэтому наша компания совместно с ведущими европейскими производителями планирует начать сборку лёгких самолётов для рынка Казахстана и ближнего зарубежья.

НА ЧТО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОЛЕТА? КАК АППАРАТЫ ДОСТАВЛЯЮТСЯ ИЗ- ЗА РУБЕЖА? МОЖЕТ ЛИ ТОВАР ПРИЛЕТЕТЬ САМ (С ПИЛОТОМ, РАЗУМЕЕТСЯ)?

Основными характеристиками при выборе самолёта является, прежде всего, его стоимость. Дальнейшие критерии – это экономичность, дальность полета, количество посадочных мест, грузоподъемность… ну, и чтоб летал (смеется).

Если говорить о доставке легкого самолета, то самым распространённым вариантом является доставка контейнером. С аппарата снимают крылья, упаковывают в соответствующий чехол и отправляют адресату. Можно и самому «пригнать» самолет, но в этом случае необходимо заранее приготовиться к ряду бюрократических моментов, а также иметь допуски пилота в тех странах, где необходимо пролетать.

НЫНЧЕ БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧАЮТ ДРОНЫ. ПОЧЕМУ? ЧТО ОСОБЕННОГО В НИХ?

Да, дроны нынче популярны. По причине их эффективности и экономичности. Дроны могут быть применимы практически во всех сферах деятельности, не взирая ни на какую специфику. К примеру, военные могут использовать дроны для наблюдения, разведки, патрулирования границ. Нефтяники – для наблюдения за трубопроводами. Дроны можно использовать в геологии,сельском и лесном хозяйстве, при ЧС, для полицейских целей, для доставки небольших грузов и прочее, и прочее. При этом, использование дронов – экономично. Ведь, скажем, заказать аэрофотосъёмку посредством дрона будет в разы дешевле, чем нанимать полноценный самолет с пилотом.

Источник фото: http://dronography.ru/

В ЦЕЛОМ, ПОПУЛЯРНОСТЬ ДРОНОВ И САМОЛЁТОВ В КАЗАХСТАНЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МИРОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ? ЕСЛИ ДА, КАК И ПОЧЕМУ?

Отличается. Если сравнивать с технологически продвинутыми странами, такими, как Япония, США, Германия, то, конечно, наш рынок дронов только начинает свое развитие. Интерес в Казахстане к дронам есть, но внедрение их в практическую жизнь требует времени. Например, у нас существует спрос на военные дроны, но для самих военных это новое направление и необходимо время, чтобы данная техника была ими освоена. Поэтому имеющиеся продажи военных дронов все еще маломасштабны.

Если говорить о легких самолетах, то здесь отличие в первую очередь состоит в недостаточности законодательной базы по вопросам малой авиации. В настоящее время законодательный уровень не позволяет просто так купить лёгкий самолет, поставить в гараж в загородном доме и летать на нем куда хочешь и когда хочешь. Существует множество бюрократических факторов, которые требуют различных утверждений, согласований, допусков и прочее.

К тому же, необходимо понимать, что рынок авиации это тоже сфера малого и среднего бизнеса. А значит, для развития малой авиации необходимо формировать и поддерживать рост бизнеса в этой сфере.

К примеру, в США в сфере производства легких одномоторных самолетов и в сфере обучения летно-технического состава работают более 6 тысяч предприятий. А у местных фермеров в собственности более 20-ти тысяч легких одномоторных самолетов и вертолетов, на которых они работают сами. Похожая ситуация и в Канаде. Вот вам и показатель.

А ЧТО НАСЧЁТ ИНТЕРЕСА К МАЛОЙ АВИАЦИИ СРЕДИ НАШЕГО НАСЕЛЕНИЯ? ЕГО ВЕДЬ ТОЖЕ НУЖНО РАЗВИВАТЬ? КАК?

Несомненно. Учитывая огромную территорию нашей страны и расстояния, а также не самое лучшее состояние большинства дорог, малая авиация могла бы стать удобным и практичным видом транспорта для населения. Но, увы, пока остается не доступным или почти не доступным транспортом для большинства наших граждан.

Как развивать интерес? В первую очередь, посредством региональных аэроклубов и летных центров, где обучают пилотов любителей. Конечно же, при поддержке государства.

А ВЫ САМИ УМЕЕТЕ ПИЛОТИРОВАТЬ САМОЛЕТ? ИМЕЕТЕ ЛИ ЛИЧНЫЙ САМОЛЕТ?

Входя на рынок малой авиации, я начал именно с того, что поступил в одну из частных авиашкол для получения летного свидетельства. Отучился, получил квалификацию пилота-любителя и приступил к полетам. Летаю не так часто, как хотелось бы – дела и погода не всегда позволяют.

Что касается собственного самолета, то такового у меня нет. Но свой самолет я обязательно куплю – это мое большое желание и стремление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика