Казахстан — Европа: Вылет разрешен — Бекен Сейдахметов

ЗДРАВСТВУЙТЕ, БЕКЕН КАНЕЛОВИЧ! ЖУРНАЛ SKY MAGAZINE РАД ВОЗМОЖНОСТИ ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ С ВАМИ. ДЕКАБРЬ ОЗНАМЕНОВАЛСЯ ПРЕКРАСНОЙ НОВОСТЬЮ ДЛЯ КАЗАХСТАНСКОЙ АВИАЦИИ – ВСЕ НАШИ АВИАЛИНИИ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ «ЧЕРНОГО СПИСКА» ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЧТО ЭТО ДАЕТ НАМ? КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ? ИМЕЮТСЯ ЛИ УЖЕ КОНКРЕТНЫЕ ПЛАНЫ КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ «СВОБОДОЙ»?


Безусловно прошедший 2016 год ознаменовался большими достижениями в области гражданской авиации. В первую очередь, была выполнена приоритетная задача, находящаяся на контроле Главы государства; Правительством, Министерством по инвестициям и развитию, Комитетом гражданской авиации были успешно устранены все замечания Аудита ИКАО по безопасности полетов 2009 года и повышен уровень соответствия международным стандартам. Сегодня этот уровень в Казахстане составляет 74%, что соответствует таким странам, как Словакия (75%), Португалия (71%), Люксембург (70%), Литва (70%), Молдова (72%). Стоит отметить, что среднеевропейский уровень составляет 76%.

На основе этих положительных результатов была достигнута еще одна цель – 8 декабря 2016 года Европейской комиссией были сняты все ограничения с казахстанских авиакомпаний на полеты в страны Европейского Союза.

Снятые ограничения позволяют отечественным авиакомпаниям осуществлять полеты в Европу, что окажет большой экономический и социальный эффект. Бесспорно, открытие перспективных направлений в Европу положительным образом скажется и на развитии конкуренции среди наших авиакомпаний — сегодня международные регулярные полеты осуществляют 2 казахстанские авиакомпании. В то же время, авиакомпаниям желающим осуществлять полеты в страны ЕС, необходимо будет пройти обязательный аудит Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) для получения разрешения эксплуатантов третьих стран (TCO).

НАСКОЛЬКО БОЛЬШОЙ БЫЛА РОЛЬ ЕВРОКОМИССИИ И ИКАО В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ КАЗАХСТАНСКИХ АВИАКОМПАНИЙ? КАКОВА РОЛЬ КГА И ИГРОКОВ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА?

Достижение такого результата стало возможным благодаря общему пониманию важности реализуемых мер по повышению уровня безопасности полетов, как со стороны Комитета, так и со стороны субъектов отрасли и международных организаций.

За последние годы Комитетом был предпринят ряд важных мер. С 2010 года принят модернизированный Закон «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», который на регулярной основе приводится в соответствие со стандартами ИКАО.

Немаловажный вклад в повышении уровня безопасности полетов внесла также поддержка ИКАО – в 2012 году было заключено соглашение с Бюро технического сотрудничества (БТС) ИКАО, на основе которого с 2013 по 2016 годы в Комитете проработало 14 экспертов БТС ИКАО с целью оказания консультационной и технической помощи. Совместно с сотрудниками Комитета были проведены важные мероприятия по созданию авиационной администрации, отвечающей современным международным требованиям и обеспечивающей действенный контроль над безопасностью деятельности гражданской авиации.

Одним из значимых достижений явилось введение института государственных авиационных инспекторов и обеспечение конкурентного уровня заработной платы, сопоставимой с уровнем высококвалифицированных специалистов отрасли. Также была оптимизирована и расширена организационная структура Комитета – были образованы структурные подразделения по направлениям, охватывающим все основные виды деятельности. Увеличена штатная численность работников Комитета с 54 до 75 сотрудников, из них в настоящее время работает 53 государственных авиационных инспектора. Дополнительно сформировано первое территориальное межрегиональное управление Комитета в Алматы, ответственное за государственный контроль и надзор за субъектами гражданской авиации в четырех южных областях страны, и в городе Алматы.

Также с 2013 года ИКАО реализуется проект по обучению инспекторов Комитета и внедрению международных авиационных стандартов по безопасности полетов.
Что касается самих авиакомпаний, в период проведения Европейской комиссией технической оценки обеспечения безопасности полетов в Казахстане 19-23 сентября 2016 года, помимо Комитета, была проведена оценка нескольких казахстанских авиакомпаний, которые также подтвердили свой уровень обеспечения безопасности полетов.

А КАК, В ОБЩЕМ, СКЛАДЫВАЮТСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КГА С КЛЮЧЕВОЙ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИКАО? КАКИЕ ИМЕЮТСЯ ПЛАНЫ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ?

Казахстан является членом ИКАО с 1992 года. ИКАО работает со всеми ее участниками и отраслевыми группами для достижения консенсуса в стандартах и рекомендуемой практики международной гражданской авиации в поддержку безопасной, эффективной, надежной, экономически устойчивой и экологически ответственной гражданской авиации.

Таким образом, перед Казахстаном, как и перед 191 странами-членами Организации стоят обязательства по соблюдению

8 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИЕЙ БЫЛИ СНЯТЫ ВСЕ ОГРАНИЧЕНИЯ С КАЗАХСТАНСКИХ АВИАКОМПАНИЙ НА ПОЛЕТЫ В СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 требований по применению стандартов и рекомендуемых практик ИКАО.

Казахстан принимает участие в работе организации, Комитет гражданской авиации регулярно представляет страну на сессиях Ассамблеи ИКАО – органа Организации, устанавливающего глобальную политику мировой гражданской авиации на ближайшие несколько лет.

Так, в прошлом году мы приняли участие в 39-й сессии Ассамблеи ИКАО в Монреале 27 сентября — 7 октября, на которой большое внимание было уделено вопросам охраны окружающей среды.

Безусловно, после достигнутого страной прогресса по повышению уровня безопасности полетов, работа с ИКАО будет продолжена и расширена с целью поддержания высокого уровня соответствия и достижения новых результатов.

В дальнейшем, Казахстан, как полноправный член ИКАО, планирует открыть свое представительство в ИКАО, тем самым усилить свое активное взаимодействие в инициативах ИКАО. Кроме того, постоянное представительство Казахстана в ИКАО будет способствовать участию наших специалистов в рабочих панелях ИКАО по обсуждению инициатив внедрения изменений в стандарты и рекомендуемую практику ИКАО.

В последующей перспективе будем уже непосредственно прорабатывать вопрос вхождения в Совет ИКАО. Совет ИКАО является постоянно действующим органом ИКАО, ответственным перед Ассамблеей. Одной из основных обязанностей Совета является принятие международных стандартов и рекомендуемой практики, а также включение их в качестве Приложений к Чикагской конвенции. Он состоит из 36 государств-членов, избираемых Ассамблеей сроком на три года. На выборах в Совет, представление дается государствам, играющим ведущую роль в воздушном транспорте относящимся к первой группе. Ко второй группе относятся государства, которые вносят вклад в обеспечение международной гражданской аэронавигации. И к третьей группе стран относятся государства для обеспечения присутствия всех основных географических районов мира.

ГОТОВЫ ЛИ НАШИ АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ? И КАК ЭТОМУ СПОСОБСТВУЕТ КГА?

Безусловно, готовы. Комитетом оказывается поддержка отечественных авиаперевозчиков путем защиты их интересов при заключении Соглашений, Меморандумов о воздушном сообщении с другими государствами. Так, в заключаемых с иностранными государствами договоренностях обеспечивается паритетное условие выполнения регулярных воздушных перевозок. Принцип паритета в межправительственных соглашениях распространяется, как на определение авиаперевозчиков с обеих сторон, так и на частоту полетов и пункты назначения.

КАЗАХСТАН, КАК ПОЛНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН ИКАО, ПЛАНИРУЕТ ОТКРЫТЬ СВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ИКАО, ТЕМ САМЫМ УСИЛИТЬ СВОЕ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНИЦИАТИВАХ ИКАО

На сегодняшний день во всех межправительственных соглашениях, заключенных Казахстаном с другими странами, обеспечены равные паритетные условия, защищающие интересы казахстанских авиакомпаний.

ЕСТЬ ЛИ У КАЗАХСТАНСКОЙ АВИАЦИИ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ИНОЙ ВЗГЛЯД НА УСТРОЙСТВО МИРОВОЙ АВИАЦИИ ИЛИ ТРЕБОВАНИЙ ИКАО? ЕСТЬ ЛИ СПОРНЫЕ ПОЗИЦИИ?

В случаях возникновения подобных ситуаций предусмотрен механизм согласно статье 38 Конвенции о международной гражданской авиации.

Так, если государству по определенным причинам затруднительно придерживаться какого-либо международного стандарта или процедур, либо приводить национальное законодательство в соответствие со стандартами и вносимыми в них изменениями и дополнениями, это государство незамедлительно уведомляет ИКАО о различиях между его собственной практикой и той, которая устанавливается международным стандартом. Совет ИКАО, в свою очередь, уведомляет все другие государства о различиях между международным стандартом и национальным законодательством этой страны.

В целом, Казахстаном поддерживаются международные стандарты и рекомендуемая практика ИКАО, а также вносимые в них изменения и дополнения.

ПРИ ПЕРЕГОВОРАХ С АВИАЦИОННЫМИ ВЕДОМСТВАМИ ДРУГИХ СТРАН ЧАСТО ЛИ ВОЗНИКАЮТ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ? ЕСТЬ ЛИ ЕЩЁ КАКИЕ-ЛИБО ПРЕПЯТСТВИЯ У КАЗАХСТАНСКИХ АВИАКОМПАНИЙ НА ПУТИ ПОКОРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ?

Несомненно, спорные вопросы в двусторонних отношениях возникают часто.
В основном затрагиваются вопросы назначения авиаперевозчиков с обеих сторон и количества выполнения рейсов. Как было сказано ранее, Комитет всегда защищает интересы отечественных авиакомпаний при возникновении подобных спорных вопросов на принципах паритета и предоставления равных условий выполнения полетов для обеих сторон. Казахстаном создана правовая база со странами Евросоюза для осуществления прямых авиарейсов в Европу – на сегодняшний день соглашения заключены с 20-ю европейскими странами (кроме Мальты, Кипра, Словакии, Словении, Хорватии, Португалии и Румынии).

В ПРОШЛОМ ВЫПУСКЕ МЫ ПУБЛИКОВАЛИ ОТЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ. ОСНОВЫВАЯСЬ НА НИХ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО У КАЗАХСТАНСКОГО АВИАРЫНКА ЕСТЬ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РОСТА. КАКИЕ ЗАДАЧИ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ КГА? РАЗВИТИЮ КАКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДЕЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ?

На сегодня перед Комитетом стоят новые задачи, в то же время будет уделено большое внимание поддержанию и сохранению достигнутых результатов.
Одним из приоритетных направлений работы станет ориентирование деятельности Комитета на модель передовых авиационных администраций мира. Согласно поручению Главы государства в рамках Шага 68 Плана нации «100 конкретных шагов» предусмотрено ориентирование Комитета на модель Британского агентства гражданской авиации. Как известно, Британское агентство является одним из наиболее эффективных органов управления гражданской авиации в мире, доказательством чего является высокий уровень соответствия стандартам и рекомендуемой практики ИКАО – 93%.

Комитет начал взаимодействие с Агентством в конце 2015 года, подписав Меморандум о взаимопонимании, в рамках которого уже было организовано несколько визитов специалистов Агентства в Казахстан с целью изучения текущего состояния. В настоящее время мы работаем над заключением контракта с Агентством на оказание технической помощи Комитету. Итогом совместной работы в рамках контракта станет разработка проекта по трансформации Комитета в автономное ведомство гражданской авиации для повышения эффективности деятельности на уровне лучшей мировой практики. Кроме того, будет продолжена работа по подготовке к Аудиту ИКАО по авиационной безопасности, который состоится в октябре 2017 года. Ведется работа по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты по авиационной безопасности, в части гармонизации и приведения в соответствие с международными стандартами ИКАО. Ожидаемым результатом Аудита является соответствие национального законодательства в области авиационной безопасности и отрасли международным стандартам ИКАО не ниже среднемирового уровня 72%.

ИТОГОМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ КОНТРАКТА СТАНЕТ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ТРАНСФОРМАЦИИ КОМИТЕТА В АВТОНОМНОЕ ВЕДОМСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ ЛУЧШЕЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ

В целом, Комитет ставит перед собой высокие цели – создание автономного ведомства гражданской авиации и совместное активное сотрудничество с Британским агентством поспособствует достижению показателей внедрения стандартов ИКАО свыше 87%, что в свою очередь позволит войти в 30-ку сильнейших авиационных администраций мира в соответствии с поручением Главы государства.

Кроме того, дальнейший вектор развития нормотворческой деятельности определен Государственной программой развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан, согласно которой предусмотрено внедрение европейских стандартов до 2020 года. Реализация данных мероприятий направлена на приведение деятельности, как авиационной администрации гражданской авиации, так и отрасли в целом к показателям ведущих европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Италия и др.

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ГОВОРЯТ О ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ АВИАЦИОННОГО РЫНКА. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? И ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭТО ПОНЯТИЕ? ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СВОБОДА — НЕКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСТАЕТСЯ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ?

Если речь идет о внутреннем рынке авиаперевозок, то он либерализован с 2012 года – это означает, что каждая казахстанская авиакомпания имеющая допуск к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок имеет право выполнять регулярные рейсы на любом внутреннем маршруте в соответствии с имеющимся спросом.

На сегодняшний день обеспечена широкая сеть сообщений внутри страны – внутренние авиарейсы выполняются 7-ю казахстанскими авиакомпаниями по 42 внутренним маршрутам (455 рейсов в неделю). Большинство рейсов выполняется из городов Алматы и Астаны, популярными направлениями также являются города Западного Казахстана, Шымкент и Оскемен.

Что касается международного рынка авиаперевозок, Казахстан проводит политику регулирования международных перевозок в целях поддержки отечественных авиакомпаний и поэтапной либерализации на основе двусторонних соглашений о международном воздушном сообщении, с учетом ограничений по количеству перевозчиков, частоте полетов и пунктам назначения.

На сегодняшний день Казахстаном заключено 59 соглашений с иностранными государствами, имеется сообщение с 24 странами, из Астаны осуществляется 25 международных маршрутов.

На время проведения ЭКСПО-2017 нами также планируется реализация «пилотного» проекта по снятию всех ограничений ежедневных рейсов для иностранных авиакомпаний на прямые полеты в Астану. В этой связи, в этом году ожидается открытие ряда новых направлений, как казахстанскими, так и иностранными авиакомпаниями. Так, например, в первом квартале начнет осуществление своих полетов авиакомпания «Finnair» по маршруту Астана – Хельсинки, казахстанские авиакомпании планируют открытие рейсов в Улан-Батор, Тюмень, Сиань, Санья.

ВЫ ДОВОЛЬНО ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТЕСЬ «ГЛАВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ» В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НАШЕЙ СТРАНЫ. КАК ВАМ УДАЕТСЯ СОХРАНЯТЬ СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД?

Будучи частью большой «семьи» мировой гражданской авиации Казахстан стремится соответствовать лучшей международной практике и стандартам. Постоянное стремление к совершенствованию и улучшению состояния отрасли гражданской авиации, в том числе в вопросах обеспечения безопасности полетов и повышения качества обслуживания пассажиров, а также желание делать что-то полезное для страны, отрасли и граждан помогает сохранять свежий взгляд. Конечно, достижение общих целей невозможно без профессиональной команды. За последние несколько лет штат Комитета гражданской авиации качественно и количественно улучшился. Сегодня в Комитете работают высококвалифицированные специалисты, профессионалы своего дела – пилоты, инженеры, диспетчеры и др., нацеленные на результат. Благодаря слаженным действиям и профессионализму удается добиваться общих успехов и вносить вклад в развитие и совершенствование отрасли гражданской авиации нашей страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика