Инвестиции в сфере гражданской авиации: Нелетная погода?

Бибигуль АЙТУКЕНОВА,

Юридический консультант в сфере инвестиций, транспорта, транспортной и социальной инфраструктуры, ГЧП и IT

Привлечь хорошие инвестиции в отрасль – значит победить в жесткой конкурентной борьбе, обострившейся в последние годы.

Экономика, всегда зависимая от уровня развития транспорта, в настоящее время особо чувствительна к скорости и маршрутам перемещения людей и срокам доставки грузов.

Для содержания и развития объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе в сфере гражданской авиации, требуется большой объем средств. Бюджетных средств, либо средств частных собственников объектов зачастую недостаточно, т.к. объем требуемых инвестиций в сфере гражданской авиации обычно высок. К тому же, авиационные проекты – это часто проекты многокомпонентные, сопряженные с множеством рисков, управлять которыми лучше не в одиночку, а разделяя риски с другими участниками проекта, что делает сложный и долгосрочный проект более устойчивым. Решением являются внешние привлеченные инвестиции. Привлечение таких инвестиций в отрасль – комплексная работа всех субъектов отрасли – компетентных государственных органов, законодателей, судебной системы, частных субъектов предпринимательства, организаций финансового, страхового, банковского секторов, консультантов и пр.

Виной тому – ряд глобальных и страновых факторов, понимание которых дает трезвый взгляд на проблематику (уход от урапатриотической риторики о вечно прекрасном инвестиционном климате) и помогает выработать решения по снижению/снятию барьеров для инвестиций.

• Первый такой фактор – повсеместное устаревание инфраструктуры, в том числе транспортной. Износ инфраструктуры актуален как для развивающихся, так и для развитых стран. Так, по данным международной компании «KPMG», только такие отрасли, как транспорт, энергетика, водоснабжение, телекоммуникации в ближайшие 15 лет потребуют инвестиций в размере 57 триллионов долларов США. Причем этой суммы окажется достаточно лишь для поддержания текущего роста ВВП.

ПРИВЛЕЧЬ ХОРОШИЕ ИНВЕСТИЦИИ В ОТРАСЛЬ – ЗНАЧИТ ПОБЕДИТЬ В ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ , ОБОСТРИВШЕЙСЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

  • Следующий глобальный тренд – рост численности населения (особенно в городах), что требует наличия соответствующей потребностям населения и устойчивой инфраструктуры.
  • Далее – быстрое развитие новых азиатских и африканских рынков – страны Азии и Африки являются достойными конкурентами европейским странам (а некоторые из них – уже лидируют) в привлечении частных инвестиций в инфраструктуру.
  • И наконец, политические и экономические катаклизмы последних 10 лет сделали инвесторов в целом более осторожными в оценках и при принятии решений – снижение у инвесторов уровня готовности рисковать (riskappetite).

    Кроме глобальных факторов на привлечение инвестиций в казахстанскую транспортную инфраструктуру действуют внутренние системные проблемы:

  • отсутствие единой страновой стратегии привлечения инвестиций, взаимоувязанной со стратегиями развития инфраструктуры, территорий, налоговой, таможенной и судебной систем;
  • разрыв в знаниях (knowledgegap), нехватка квалифицированного персонала;
    Люди, не желающие учиться и развиваться, – эти люди отвращают инвесторов.
  • «карательная» политика в право- применительной практике.
    К сожалению, в Казахстане сегодня сложилась порочная практика, когда руководители и среднее звено государственных органов вынуждены думать не о судьбе проекта, а о своей судьбе после подписания документа. Для решения этой системной проблемы, кроме предлагаемых политических реформ, самим отраслевым и местным государственным органам следует активнее вовлекаться в законотворческий процесс и обеспечивать безопасность своих решений на уровне законодательства: 
  • коррупция
  • слабая судебная система.

Последние 10 лет общественная организация «Американский фонд мира» и американский журнал «Foreign Policy» составляют для 178 стран мира индекс слабости (Fragile State Index), отражающий способность власти контролировать целостность своей территории, демографическую, политическую и экономическую ситуацию. В целом у Казахстана неплохие показатели, 110 место из 178 стран, в группе стран с уровнем стабильности выше среднего, наряду с Арменией, Латвией, Литвой и Эстонией. Однако по субиндексам «легитимность власти» (уровень коррупции, эффективность правительства, теневая экономика) и «правосудие» Казахстан набрал 8 и 7,5 баллов соответственно – на уровне ряда арабских и африканских стран:

– отсутствие ответственности за официальное толкование законов;

– барьеры в сферах естественных монополий.

Объекты аэропортовской и аэронавигационной деятельности составляют значительную часть инфраструктуры страны и находятся с точки зрения привлечения инвестиций в малопривлекательном положении из-за нахождения под дополнительным уровнем государственного тарифного регулирования. Решение указанных системных проблем и учет глобальных трендов обеспечат успех Казахстана в привлечении хороших частных инвестиций в инфраструктуру, в том числе в сферу гражданской авиации. Что прекрасно отразится на нашем с вами благополучии: повыси ся уровень оказания услуг гражданам и компаниям, улучшится уровень экономики в целом, появятся новые рабочие места, больше платежей будет направлено в бюджет страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика