За штурвалом министерства

ЖЕНИС КАСЫМБЕК, МИНИСТР ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РК, ЗНАЕТ ТОЛК В ТРАНСПОРТЕ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ – АВТОМОБИЛИ, ПОЕЗДА, КОРАБЛИ И САМОЛЁТЫ НАХОДЯТСЯ ПОД НАЧАЛОМ ЕГО ВЕДОМСТВА.
МИНИСТР РАССКАЗАЛ «SKY MAGAZINE», КУДА И С КАКИМ ВЕКТОРОМ ДВИЖЕТСЯ ВАЖНАЯ ДЛЯ СТРАНЫ ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ.


ЖЕНИС МАХМУДУЛЫ, ЗДРАВСТВУЙТЕ! КАКАЯ В ЦЕЛОМ СЕЙЧАС СИТУАЦИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА?

В 2010 году по качеству инфраструктуры Казахстан в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее – ГИК ВЭФ – прим. ред.) занимал 88 позицию. В целях вхождения Казахстана в 50-ку конкурентоспособных стран мира, а также создания благоприятных условий для диверсификации экономики в рамках новой индустриальной политики, основной акцент направлен на обеспечение развития базовой инфраструктуры транспортной отрасли.

ДЛЯ ЭТОГО В ПЕРИОД С 2010 ПО 2015 ГОДЫ ГОСУДАРСТВОМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО БОЛЕЕ 2 ТРЛН. ТЕНГЕ, РЕЗУЛЬТАТОМ ЧЕГО ЯВЛЯЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ ХОРОШЕГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С 28 % ДО 44 % (ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ ОХВАЧЕНО 22 ТЫС. КМ АВТОДОРОГ), ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ НА 1854 КМ, ФОРМИРУЮЩЕЙ ОПТИМАЛЬНУЮ МАГИСТРАЛЬНУЮ СЕТЬ. ИЗ 8 АЭРОПОРТОВ, ТРЕБУЮЩИХ МОДЕРНИЗАЦИЮ, 4 АЭРОПОРТА ПОЛНОСТЬЮ РЕКОНСТРУИРОВАНЫ, УВЕЛИЧЕНА ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ МОРСКОГО ПОРТА АКТАУ С 12 ДО 21 МЛН. ТОНН.

Казахстан становится транзитным хабом. В связи с этим особое внимание уделялось и по сей день уделяется развитию транзитных перевозок между Китаем и Европой по направлению «восток-запад», так как имеющиеся на тот момент транспортные маршруты были направлены с юга на север. Для этого с 2009 года началась реализация проекта по строительству международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай», полное завершение которого запланировано на текущий год. Параллельно в целях консолидации грузов, следующих из/в Китай и обеспечения их быстрой обработки проводилась работа по развитию железнодорожных пунктов пропуска «Достык» и «Алтынколь».

В рамках дальнейшей диверсификации транспортных маршрутов и открытия доступа к рынкам стран Персидского залива

в 2012 году завершено строительство казахстанского участка железнодорожной линии Казахстан-Туркменистан-Иран, кото- рая в декабре 2014 года начала функционирование.
Для обеспечения дальнейшего развития транспортной отрасли начата реализация Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлыжол».

Кроме того, для интеграции транспортной инфраструктуры в мировую систему в 2014 году завершено строительство логистического терминала в морском порту Ляньюньган (Китай), что позволило значительно увеличить контейнерные перевозки в направлении Китай – страны Европейского союза. За 23 месяца работы терминала обработано 258,3 тыс. контейнеров в ДФЭ (2014г. – 64 тыс. контейнеров в ДФЭ, 2015г. – 167,2 тыс. контейнеров в ДФЭ, 5 мес. 2016г.-27,1 тыс. контейнеров в ДФЭ). Ожидается, что к 2020 году терминал обеспечит обработку свыше 550 тыс. контейнеров в ДФЭ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗА 5 ЛЕТ ПОЗВОЛИЛО УЛУЧШИТЬ МЕСТО КАЗАХСТАНА В МЕЖДУНАРОДНОМ РЕЙТИНГЕ ГИК ВЭФ ПО КАЧЕСТВУ ИНФРАСТРУКТУРЫ В 2015 ГОДУ НА 30 ПОЗИЦИЙ (С 88 ДО 58 ПОЗИЦИИ СРЕДИ 140 СТРАН МИРА).

ВМЕСТЕ С ТЕМ, В ИНДЕКСЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ КАЗАХСТАН В 2016 ГОДУ ЗАНЯЛ 77 МЕСТО, УЛУЧШИВ СВОЮ ПОЗИЦИЮ НА 11 СТРОЧЕК. ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЗАХСТАН ДОСТИГ ЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА СРЕДИ СТРАН СНГ.

ЭТО, НЕСОМНЕННО, БОЛЬШИЕ УСПЕХИ. А ЧТО КАСАЕТСЯ АВИАЦИИ, КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ? КАКИЕ ПУНКТЫ ПО РАЗВИТИЮ АВИАЦИИ СТОЯТ У ВЕДОМСТВА НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ?

За последние несколько лет министерством была проделана большая работа по улучшению эффективности управления отраслью и приведению ее в соответствие с международными стандартами. Как известно, нами ведется постоянное взаимодействие с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) по приведению отрасли в соответствие со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и повышению безопасности полетов. Будучи членом ИКАО с 1992 года Казахстан, как и 191 стран-членов организации, берет обязательство по принятию конструктивных мер для обеспечения контроля и надзора за деятельностью гражданской авиации внутри страны.

На сегодняшний день Комитетом гражданской авиации Министерства устранены все существенные замечания ИКАО, и на основании финального отчета валидационной миссии ИКАО уровень эффективности внедрения стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в Казахстане повысился с 65% до 74% при среднемировом показателе в 63%.

На основе таких положительных результатов, проводится работа и по выводу казахстанских авиакомпаний из Списка безопасности полетов Евросоюза. Как известно, казахстанские авиакомпании, кроме «Эйр Астана», находятся в списке авиакомпаний, на которые распространяется запрет на осуществление полетов в страны ЕС. В период с 19 по 23 сентября 2016 года Европейской Комиссией была проведена техническая оценка обеспечения безопасности полетов Комитета гражданской авиации.

ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТОРОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ, КОМИТЕТ ПОДТВЕРДИЛ СВОЙ УРОВЕНЬ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ ИКАО И УСПЕШНО УСТРАНИЛ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ, КАК ЭТО БЫЛО ОТРАЖЕНО В ОТЧЕТЕ ВАЛИДАЦИОННОЙ МИССИИ ИКАО.

Кроме того, были представлены наблюдения и рекомендации для дальнейшего совершенствования системы безопасности полетов, которые также будут отражены в финальном отчете аудиторов Европейской Комиссии.

Информация о безопасности полетов в стране и дальнейших путях развития гражданской авиации РК будет предоставлена на заседании Комитета воздушной безопасности Европейской Комиссии 22-24 ноября 2016 года, на котором будет приниматься решение о снятии ограничений с отечественных авиакомпаний на полеты в Европу.

Государственными органами повышенное внимание уделяется и модернизации инфраструктуры воздушного транспорта. До конца 2016 года планируется завершение реконструкции взлетно-посадочной полосы и пассажирского терминала аэропорта г. Петропавловск, а к марту 2017 года будет завершена реконструкция пассажирского терминала аэропорта г. Астана, что позволит обеспечить комфортное обслуживание гостей и участников международной выставки ЭКСПО-2017. В следующем году также планируется начало работ по реконструкции ВПП аэропорта г. Семей, а до конца 2020 года запланирована реконструкция ВПП аэропортов г. Костанай и г. Оскемен. Вместе с тем, в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» предусмотрено создание международного авиационного хаба в городе Алматы путем строительства нового аэропорта.

Большой задачей является также улучшение эффективности деятельности Комитета гражданской авиации. Во исполнение 68-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» ведется взаимодействие с британским агентством гражданской авиации, с целью перехода на британскую модель управления отрасли гражданской авиации. В настоящее время, после подписания соответствующего Меморандума о взаимопонимании и визита специалистов Агентства в Казахстан, прорабатывается возможность заключения контракта на предоставление технической помощи Комитету.

Проводится работа и по расширению географии полетов. С начала этого года открыто 7 новых международных рейсов – из Астаны в Амстердам, из Алматы в Сиань, Шарм-Эль-Шейх и Тегеран, из Актау в Батуми и Сочи, Шымкент – Стамбул. Кроме того, во исполнение 73-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» ведется работа по обеспечению связи столицы с международными финансовыми центрами. На сегодняшний день прямые полеты из Астаны выполняются в 5 международных финансовых центров (Франкфурт, Лондон, Дубаи, Гонконг, Сеул). Также осуществляются прямые рейсы в города: Вена, Париж, Абу-Даби, Пекин, Стамбул, Урумчи, Бангкок, Шарджа, Минск, Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Санкт-Петербург, Томск, Баку, Ташкент, Киев, Бишкек, Тбилиси. До 2020 года планируется открытие сообщений с Токио, Сингапуром, Шанхаем и Нью-Йорком.

ЗНАЧИТ, МОЖНО УВЕРЕННО СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЕ ХУДШЕЕ ПОЗАДИ?

Несомненно, ввиду специфики отрасли гражданской авиации возникают некоторые вопросы, требующие повышенного внимания и скорейшего разрешения. Однако, несмотря на возникающие трудности, можно с уверенностью сказать, что отрасль показывает хорошие результаты по сравнению с прошлыми годами, чему свидетельствует высокий уровень соответствия международным стандартам ИКАО и положительные отзывы самих субъектов отрасли гражданской авиации.

СКАЖИТЕ, КАК ПОВЛИЯЛ НА РЫНОК УХОД ВТОРОЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ В РОССИИ АВИАКОМПАНИИ «ТРАНСАЭРО» И ЧТО ОЖИДАЕТ КАЗАХСТАНСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ?

В связи с прекращением деятельности авиакомпании «Трансаэро» в октябре 2015 года российской авиакомпании «Аэрофлот» было предоставлено разрешение на осуществление авиарейсов авиакомпании «Трансаэро».

В целом, на сегодняшний день, между Казахстаном и Россией существует достаточное количество провозных емкостей на рынке и имеется высокий потенциал дальнейшего расширения в рамках действующего межправительственного соглашения между РК и РФ, в рамках которого установлены наиболее либеральные условия для выполнения авиационных перевозок.

Сегодня между Казахстаном и Россией выполняется 152 регулярных рейса в неделю по 29-и направлениям, а это свыше 20 рейсов в день. 1/3 всех международных рейсов Казахстана приходится на перевозки с Россией, при этом используется менее 1% от общего количества доступных коммерческих прав на перевозку. Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время доступно порядка 99% коммерческих прав на перевозку для каждой стороны, считаем, что рынок авиаперевозок достаточно либерализован. В течение последних четырех лет коммерческие права для перевозчиков двух стран были увеличены на 75%, что отражает эффективность действующих механизмов по расширению авиасообщений.

ЧЕТЫРЕ АВИАКОМПАНИИ КАЗАХСТАНА НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА: ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО? ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОНКУРЕНЦИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ЭВОЛЮЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАЗАХСТАНА? ЕСЛИ НЕТ, ТО, ЧТО ДОЛЖНО ЗАСТАВИТЬ АВИАКОМПАНИИ СТАРАТЬСЯ ДАВАТЬ СВОИМ КЛИЕНТАМ САМОЕ ЛУЧШЕЕ?

В целях обеспечения конкуренции в 2012 году были сняты все ограничения на рынке внутренних авиационных перевозок (рынок был полностью либерализован), таким образом, каждая казахстанская авиакомпания имеющая допуск к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок имеет право выполнять регулярные рейсы на любом внутреннем маршруте в соответствии с имеющимся спросом.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В КАЗАХСТАНЕ 7 АВИАКОМПАНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ВНУТРЕННИЕ АВИАРЕЙСЫ ПО 42-М ВНУТРЕННИМ МАРШРУТАМ (455 РЕЙСОВ В НЕДЕЛЮ). БОЛЬШИНСТВО ВНУТРЕННИХ РЕЙСОВ СТРАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ИЗ Г. АЛМАТЫ (15 МАРШРУТОВ), ИЗ Г. АСТАНЫ (15 МАРШРУТОВ) И ИЗ Г. АКТАУ (6 МАРШРУТОВ). ТАКИМ ОБРАЗОМ, НА РЫНКЕ ВНУТРЕННИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ОБЕСПЕЧЕНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

В СВОЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАВШЕЕ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА (В 2014 ГОДУ) ЗАЯВИЛО, ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИНЯТИЯ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ АЭРОПОРТОВ К 2016 ГОДУ ОЖИДАЕТСЯ, ЧТО ВСЕ 18 АЭРОПОРТОВ БУДУТ СООТВЕТСТВОВАТЬ КАТЕГОРИЯМ ИКАО. НАСКОЛЬКО ДАННАЯ ЦЕЛЬ БЫЛА ДОСТИГНУТА? ПРИНЯТИЕ КАКИХ МЕР ЭТОМУ СПОСОБСТВОВАЛО? ЧТО ЕЩЕ ОСТАЛОСЬ ДОРАБОТАТЬ?

Для решения проблем технического оснащения и износа наземной инфраструктуры аэропортов в отрасли гражданской авиации продолжается работа по повышению уровня инфраструктуры воздушного транспорта. Из 20-ти действующих в РК аэропортов республиканского и областного значения в 13-ти проведена реконструкция взлетно-посадочных полос и 8 пассажирских терминалов. Вместе с тем, построены новые ВПП в аэропортах городов Алматы, Атырау и пассажирские терминалы в аэропортах городов Астана, Алматы и Актау. На сегодня из 16 аэропортов, допущенных к обслуживанию международных рейсов, 13 категорированы по стандартам ИКАО. Реализация инфраструктурных проектов в области гражданской авиации позволит привести все аэропорты страны в соответствии с международными стандартами ИКАО, повысить безопасность полетов и качество обслуживания, что даст возможность принимать современные типы воздушных судов, расширит географию полетов путем ввода дополнительных местных и международных авиалиний, а также увеличит пассажирооборот и транзитные авиаперевозки.

Источник фото: www.images5.alphacoders.com

МЕЖДУ ТЕМ, КАК ВОЗДУШНЫЕ ГАВАНИ МИРА СОРЕВНУЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ КОЛИЧЕСТВОМ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И МАКСИМАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАПРОСОВ ПАССАЖИРОВ, НЕ ВСЕ КАЗАХСТАНСКИЕ АЭРОПОРТЫ МОГУТ ДОВЕСТИ ДО ДОЛЖНОГО УРОВНЯ КАЧЕСТВО БАЗОВЫХ И ПРОСТЕЙШИХ УСЛУГ, ТАКИЕ КАК ПУНКТЫ ПИТАНИЯ И ТУАЛЕТЫ. НЕ НАХОДЯТСЯ ЛИ КАЗАХСТАНСКИЕ АЭРОПОРТЫ ЗА БОРТОМ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ? КАК ЭТО КОНТРОЛИРУЕТСЯ?

Для приведения инфраструктуры аэропортов в соответствие с требованиями международных стандартов по безопасности полетов и сервису проводится работа по техническому оснащению аэропортовой инфраструктуры.

Учитываются технологические схемы обслуживания пассажиров, как на внутренних, так и на международных авиалиниях в соответствии с требованиями ИКАО и нормативных документов, действующих на территории Республики Казахстан (простота и удобство стыковок рейсов, минимальное время прохождения регистрации, оборудование зон ожидания, простота ориентации пассажиров в аэропорту).

Кроме того, в целях повышения качества обслуживания аэропорты проходят аудит ИАТА ISAGO (Аудит по безопасности наземного обслуживания), который помогает определить соответствие предоставляемых аэропортом услуг по наземному обслуживанию международным стандартам качества. В настоящее время аудит пройден аэропортами городов Актау и Караганды.

В соответствии с Программой по обеспечению постоянного надзора за деятельностью эксплуатантов и организаций по обеспечению безопасности полетов утвержден План проведения сертификационных и инспекционных проверок аэропортов Казахстана. В рамках данных проверок проверяется качество предоставляемых услуг пассажирам. При выявлении замечаний при обслуживании пассажиров составляется акт и программа по их устранению в установленные сроки.

ЗНАЧИТ, И ДО АЭРОТРОПОЛИСОВ «РУКОЙ ПОДАТЬ»?

Под понятием «Аэротрополис» понимают крупнейшие аэропорты во всем мире, вокруг которых будут развиваться бизнес-парки, индустриальные центры, промышленные территории, узловые станции и вокзалы, торговые комплексы, технологические, информационные и коммуникационные центры.

Как известно, в настоящее время прорабатывается вопрос создания международного авиационного хаба г. Алматы с привлечением инвесторов. При анализе и отборе инвестиционных предложений потенциальных инвесторов предлагались различные варианты развития аэропорта с развитием прилежащей территории. Из представленных предложений наиболее привлекательным признано предложение компании «МГ Холдинг», заключающее привлечение инвесторов на строительство нового аэропорта и создание города-спутника с развитием туризма. В настоящее время компанией прорабатываются дальнейшие шаги по реализации проекта совместно с акционерами действующего аэропорта.

СПАСИБО, ЖЕНИС МАХМУДУЛЫ! С НАСТУПАЮЩИМИ ВАС ПРАЗДНИКАМИ!

Спасибо! В свою очередь, от всей души поздравляю коллектив издания и всех читателей журнала с национальным праздником – 25-летним юбилеем Независимости Республики Казахстан. Желаю всем вам крепкого здоровья, благополучия, исполнения всех заветных желаний, а также новых успехов во имя дальнейшего развития и процветания нашей Родины.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика