Гражданская авиация Казахстана: Ветер перемен


Конец XX – начало XXI века – период глобальных перемен. Развитие информационных технологий, интернета, сотовой связи, мировые кризисы, терроризм, природные катаклизмы, непредсказуемо меняющаяся политическая карта мира. Жизнь сейчас меняется так быстро, что выигрывает не тот, кто умнее, богаче или опытнее, а кто раньше других прочувствует новые изменения и адаптируется к ним.

Нет более времени дискутировать о том, какой должна быть и сколько стоит взлетно-посадочная полоса, нет более времени на пение мантр о транзитном потенциале и уникальном местоположении Казахстана – эти вопросы должны были быть решены еще вчера. Современная авиация сталкивается уже не только со «стандартными» проблемами, как качество и безопасность услуг, но и с новыми факторами, возникшими в эпоху глобальных перемен:

  • усиление террористических угроз по всему миру, сопряженное с развитием технологий, оружия и средств связи;
  • мировые финансовые кризисы, непосредственно влияющие на уровень платежеспособности потребителей и уровень конкуренции на рынке;
  • рост азиатских экономик – появление крупных азиатских рынков и их сильных авиакомпаний, перехвативших «монополию» на первенство;
  • бурный рост городских агломераций, в особенности, в азиатском регионе, формирующий новые маршруты и воздушные трассы;
  • высокая стоимость капитала – борьба за хорошие инвестиции усилилась по всему миру и компаниям все труднее изыскивать средства для своего развития;
  • высокие политические риски вынуждают компании быстро менять свои планы и находить новые рынки и способы развития.

Отечественные авиакомпании и аэропорты находятся в условиях жесткой конкуренции за воздушный международный трафик. Для победы в ней наши конкуренты используют весь спектр инструментов:

• политические: участие в международных структурах и организациях;

• правовые: международные соглашения, акты внутреннего законодательства в сфере тарифного, технического регулирования, государственного контроля, миграции и других;

• экономические: скрытое или явное субсидирование отраслей или отдельных ее субъектов.

И на фоне этих глобальных и региональных угроз – неизменная во многом риторика о задачах и решениях для отрасли гражданской авиации Казахстана. Все, то же дорогое и «монополизированное» авиатопливо, все та же нехватка отечественных авиационных специалистов, все те же несоответствующие международным стандартам аэропорты. Часто говорят об отремонтированных ВПП. Так разве в 21 веке ремонт инфраструктуры – задача или достижение отрасли? Согласитесь, время требует от нас выработки совершенно других решений – решений на стыке отраслей экономики и сфер знаний, решений системных, а не описания текущей деятельности.

Несомненно, за 25 лет нам есть чем гордиться. Успешно прошли этап становления самостоятельной отрасли, наладили международное сотрудничество, действует «Эйр Астана», названная Президентом страны успешным примером сотрудничества с иностранными компаниями, созданы другие авиакомпании, составляющие достойную конкуренцию «Эйр Астане» и друг другу на внутреннем рынке.

В Казахстане сформировано современное правовое поле для функционирования и развития гражданской авиации, есть четкое понимание его дальнейшего развития в сторону гармонизации с передовыми международными требованиями, есть орган государственного управления в сфере гражданской авиации, обладающий компетенцией и способный взаимодействовать с другими государственными органами, есть немало профессионалов своего дела в разных сферах знаний, и мы имеем те же международно-правовые и политические инструменты, что и наши конкуренты.

В нынешних условиях для выработки и реализации решений, отвечающих современным тенденциям и угрозам отрасли, нам следует лучше использовать имеющиеся ресурсы.

Например, задействовать функционал некоммерческих организаций, наладить открытый диалог внутри авиационной отрасли между различными секторами и субъектами. Выработанные таким образом единые решения будут более последовательными и устойчивыми к внешним воздействиям.

Далее, изучать не только международный, но и успешный национальный опыт решения схожих проблем. Например, в сфере естественных монополий некоторые удачные юридические решения можно заимствовать из железнодорожной отрасли.

Не следует недооценивать силу общественного мнения и влияние СМИ. Активнее использовать СМИ и виртуальное пространство для трансляции наилучшей для отрасли позиции по актуальным вопросам. Уже нередки случаи, когда общественный резонанс влиял на принимаемые решения. В преддверии 2017 года всем, кому не безразлична судьба гражданской авиации Казахстана – давайте во главу угла ставить профессионализм и патриотизм, и успешного нам перелета сквозь эпоху перемен!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика