Возвращение в европейское небо

АЗАТ ГАББАСОВИЧ, ДЛЯ СЕГОДНЯШНЕГО ИНТЕРВЬЮ ЕСТЬ ОТЛИЧНЫЙ ПОВОД – НОВОСТЬ О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ВАЛИДАЦИОННОЙ МИССИИ ИКАО. МОЖЕМ ЛИ МЫ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ПОСЛЕ ВЫХОДА ИЗ «ЧЕРНОГО СПИСКА» НЕБО ЕВРОСОЮЗА СТАНЕТ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ОТКРЫТЫМ ДЛЯ НАШИХ АВИАКОМПАНИЙ?


Бектуров Азат — Генеральный директор РГП «Казаэронавигация»

Да, новость очень хорошая. За эти годы мы значительно улучшили качество предоставляемых услуг в сфере авиации, в первую очередь в области безопасности полетов и приведения в соответствие с международными стандартами. В марте – апреле валидационная миссия ИКАО провела очередной аудит, по результатам которого заявила, что существенные замечания с нашей страны сняты. Мы получили официальное письмо с подтверждением положительных результатов валидационной миссии. Это позволяет нам надеяться, что ограничение со стороны Евросоюза по полетам казахстанских авиакомпаний в еврозону будет снято. Последние шесть лет выход из «черного списка» (списка ограничений Евросоюза. – Прим. ред.) для нас являлся приоритетом. За эти годы мы проделали значительный объем работы и сейчас мы можем уверенно сказать, что наши системы и процедуры безопасности приведены в соответствие с международными стандартами.

ДАВАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ ОСТАНОВИМСЯ НА АУДИТЕ ИКАО 2009 ГОДА. ВЕДЬ ИМЕННО НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭТОГО АУДИТА НАШИ АВИАКОМПАНИИ И ПОПАЛИ В «ЧЕРНЫЙ СПИСОК» ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

Ведение «черного списка» Европейский союз начал с середины 2000-х годов. Ими было принято решение, согласно которому полеты в европейские города запрещались авиакомпаниям тех стран, которые не прошли аудит ИКАО на соответствие нормам безопасности и поэтому, по их мнению, представляли потенциальную угрозу общей международной безопасности полетов.
В 2009 году ИКАО провела аудит всей гражданской авиации Казахстана. По итогам было выявлено 80 замечаний, два из которых попадали в разряд существенных. Базируясь именно на этих двух замечаниях, Евросоюз вынес решение о введении ограничений на казахстанские авиакомпании по полетам в еврозоне. Так мы попали в «черный список».

Далее начался процесс по приведению дел в соответствие с нормами ИКАО. Работа выполнялась силами Министерства транспорта и коммуникаций РК, это было одной из самых важных наших задач, и я, будучи вице-министром, курировал эту работу.

За первые четыре года мы устранили практически все несущественные замечания, которые зачастую являлись незначительными несоответствиями, напрямую не влияющими на безопасность. Также было устранено одно из серьезных замечаний. В 2014 году повторный аудит ИКАО показал значительный прогресс, но сделал акцент на устранении последнего существенного замечания. Этим мы скрупулезно занимались последние два года.

ВЫХОД ИЗ «ЧЕРНОГО СПИСКА» ЗАНЯЛ ДОЛГИЕ ШЕСТЬ ЛЕТ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БЫЛО ЛИ РЕШЕНИЕ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОЛЕТОВ КАЗАХСТАНСКИХ АВИАКОМПАНИЙ СО СТОРОНЫ ЕВРОСОЮЗА И ИКАО ВЕРНЫМ?

Сейчас, по прошествии времени, можно сказать, что плохие результаты аудита ИКАО вкупе с ограничениями Евросоюза послужили толчком для инициирования кардинальных положительных изменений в гражданской авиации Казахстана. Отсутствие возможности летать в Европу для нас имело двойное значение. С одной стороны, мы хотели быстрее минимизировать финансовые потери от ограничения полетов над востребованной европейской зоной. С другой – мы стремились как можно скорее выйти из «черного списка» стран, авиакомпании которых считаются небезопасными. Это важный вопрос, вопрос имиджа страны.

Проблемы гражданской авиации в связи с этим были подняты на самый высокий уровень, вопрос находился на контроле у главы государства, и благодаря системной, слаженной работе всех заинтересованных госорганов и парламента необходимые системные реформы были осуществлены.

Уже тогда было понятно, что работа по устранению замечаний – это не быстрый процесс. Изменения касались многих сфер отрасли, начиная с процесса обучения персонала, законодательной базы и многих других. Мы видели пример Индонезии, которая устраняла замечания ИКАО, схожие с нашими, в течение шести лет. Только определив весь колоссальный объем работы, понимая шаги, которые предстояло предпринять, нам стало очевидно, что процесс и в нашей стране займет длительное время.

КОРОТКО ОБ ICAO

ICAO (International Civil Aviation Organization, русскоязычная аббревиатура – ИКАО. – Прим. ред.) – Международная организация гражданской авиации – специализированное учреждение ООН, которое занимается организацией и координацией международного сотрудничества государств по всем аспектам деятельности гражданской авиации. Организация была создана 7 декабря 1944 года в Чикаго Конвенцией о международной гражданской авиации. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале, Канада. Общее число членов по состоянию на сегодняшний день составляет 191 государство. Официальными языками ИКАО являются: русский, английский, французский и испанский. Арабский и китайский считаются рабочими языками организации.

Цели ИКАО – разработка принципов и методов международной аэронавигации, содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, совершенствование летно-технических правил и др. ИКАО в сотрудничестве с государствами-участниками и предприятиями авиационной отрасли разрабатывает стандарты и устанавливает международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения.

КАКИЕ КОНКРЕТНО ЗАМЕЧАНИЯ БЫЛИ К НАМ СО СТОРОНЫ ИКАО И ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УСТРАНИТЬ ЭТИ ЗАМЕЧАНИЯ?

Основное замечание, прежде всего, касалось выдачи сертификатов летной годности авиакомпаниям и воздушным судам. Аудит ИКАО 2009 года выявил и подчеркнул недостаток квалифицированных инспекторов для проведения сертификации. Комитет гражданской авиации (КГА) был оголен с точки зрения количества и качества персонала. В стране на тот момент было более 50 авиакомпаний, свыше 600 воздушных судов и 22 аэропорта. При этом численность сотрудников Комитета гражданской авиации не превышала 30 человек.

С тех пор многое изменилось. Мы внесли огромное количество изменений в законодательство и на подзаконном уровне, проводили набор и обучение инспекторов. Численность работников КГА увеличилась, существенно повысился уровень квалификации инспекторов, их статус, оплата труда. Изменения коснулись практически всех сфер авиации. В том числе требований, которые авиационная власть сейчас выставляет аэропортам и аэронавигации.

Сейчас, после проведения комплексного реформирования, мы констатируем (и ИКАО это подтверждает), что в Казахстане установлен надлежащий надзор над авиационной отраслью и сертификация авиакомпаний проходит на должном уровне со своевременным выполнением всех необходимых процедур. Именно поэтому снято последнее существенное замечание ИКАО.

В целом уровень соответствия казахстанской авиации требованиям стандартов ИКАО подтвержден на уровне 74%. Учитывая, что средний уровень соответствия стандартам по Европе – 76%, мы на самом деле приближаемся к тем показателям, которые считали когда-то эталонными для себя. Мы можем быть очень довольны, понимая, что проделана серьезная работа и достигнут ощутимый прогресс.

Источник фото: samolety.org

УДАЧНАЯ ВАЛИДАЦИОННАЯ МИССИЯ ИКАО ОТКРЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ. КАКИЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ НУЖНО СДЕЛАТЬ КАЗАХСТАНУ, ЧТОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПОКИНУТЬ «ЧЕРНЫЙ СПИСОК»?

Выход из списка ограничений Евросоюза – это следующий шаг. Теперь, не имея существенных замечаний, которые и стали причиной включения нас в этот «черный список», мы вышли на Комитет по безопасности полетов Европейской комиссии. Заседания комитета проходят дважды в год. Предположительно официальная презентация результатов валидационной миссии ИКАО по Казахстану состоится уже на следующем заседании. Конечно, соответствующий департамент Еврокомиссии осведомлен о результатах аудитов, о всех наших действия – у нас налажена постоянная связь. Нужно осуществить формально все процедуры, и хочется верить, что у Европейского союза больше не останется причин удерживать казахстанскую авиацию в списке ограничений.

Вся эта история с аудитом и ограничениями также привела нас и к налаживанию хороших контактов с ИКАО – мы вывели на новый уровень наши взаимоотношения, они стали по-настоящему крепкими, партнерскими. И это важный аспект, который нужно подчеркнуть отдельно.

Казахстан долгое время оставался пассивным членом ИКАО – мы не имели и не всегда понимали важность налаженных работающих контактов с ними, не участвовали в их мероприятиях. ИКАО – международная организация, которая играет ключевую роль в авиационной отрасли и призывает своих членов к активному взаимодействию по вопросам развития гражданской авиации во всем мире.

За небольшой промежуток времени мы смогли изменить наши отношения с ИКАО в лучшую сторону, показав свои серьезные намерения и выверенную позицию в международном сотрудничестве. Казахстанские специалисты разного уровня стали принимать живейшее участие в международных мероприятиях. Мы начали проводить мероприятия ИКАО и в нашей стране. Выстроили хорошие партнерские отношения с Парижским Бюро, к которому относимся, и со штаб-квартирой организации в Монреале.

Все это привело к тому, что Казахстан стал полноправным активным участником международной авиационной отрасли. Это не могло не привлечь внимания на высшем уровне. За последние годы нашу страну несколько раз с официальным визитом посетили Генеральный секретарь ИКАО и директора их различных бюро. В следующем году по нашему приглашению новый Генеральный секретарь ИКАО, госпожа Фан Лю, также планирует посетить Казахстан. Считаю, что укрепление наших позиций на международном уровне является одним из факто- ров, положительно влияющих на наши результаты.

В общем, положительные тенденции радуют. Между тем нужно продолжать работу по совершенствованию казахстанской авиационной отрасли. Необходимо сохранить и улучшить достигнутый уровень соответствия международным требованиям ИКАО, и мы, безусловно, продолжаем работу.

ВОПРОС К ВАМ, КАК К ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ РГП «КАЗАЭРОНАВИГАЦИЯ». ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО В РАМКАХ АУДИТА ИКАО В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ АЭРОНАВИГАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ?

Когда я работал в министерстве (вице-министром транспорта и коммуникаций РК. – Прим. ред.), ответственность за устранение несоответствий, а также функция представления страны в связях с ИКАО были закреплены за мной. По поручению министра я продолжаю заниматься этим и сейчас, возглавив РГП «Казаэронавигация». С первого дня я, конечно же, уделил большое внимание вопросам соответствия международным требованиям в нашем предприятии.
«Казаэронавигация» сделала большой вклад в успешность валидационной миссии. Показатели по навигационной подотрасли авиации изначально были неплохими – около 70%. Но сейчас текущий уровень соответствия казахстанской аэронавигации требованиям ИКАО возрос до 88%. Мы считаем, что это не предел, и проводим в направлении улучшения наших показателей большую работу.

ЧЕГО НАШИ АВИАЦИОННЫЕ ВЛАСТИ ОЖИДАЮТ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ, КАКИЕ ШАГИ БУДУТ ПРЕДПРИНЯТЫ?

Думаю, стоит ожидать визит представителей Комиссии Евросоюза. Это позиция ЕС, их стандартная процедура, которую мы знаем и о которой мы договаривались. Они приедут в Казахстан ознакомиться с ситуацией на месте и убедиться в том, что кардинальные реформы действительно произошли. При этом их внимание особым образом будет направлено на качество надзора. Далее нас ждет голосование стран – членов Евросоюза за снятие ограничений. Здесь основная сложность состоит в том, что решение должно быть принято единогласно.

ВЫХОД ИЗ «ЧЕРНОГО СПИСКА» ЕВРОСОЮЗА – БОЛЬШОЕ ДОСТИЖЕНИЕ, КАК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИМИДЖА, ТАК И С МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТЕПЕРЬ НЕ ТОЛЬКО AIR ASTANA, НО И ДРУГИЕ АВИАКОМПАНИИ КАЗАХСТАНА СМОГУТ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ МАРШРУТЫ В И ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ

Источник фото: www.goodfon.ru

Как видите, процесс предстоит нелегкий, с четкой последовательностью, но предполагаю, что в течение года все должно решиться.

Нужно отметить, что два года назад нам удалось достичь положительного решения отдельно по авиакомпании Air Astana, с которой были сняты ограничения на увеличение количества рейсов и расширение географии полетов. Тогда авиакомпанией и нами была проведена работа по обоснованию ее безопасности. И мы добились необходимых результатов: были открыты новые направления, например, Астана – Париж, Астана – Лондон. География полетов продолжает расширяться.

Что дальше? Выход из «черного списка» Евросоюза – большое достижение, как с точки зрения имиджа, так и с материальной точки зрения. Теперь не только Air Astana, но и другие авиакомпании Казахстана смогут открывать новые маршруты в и через Европу. А это рост туристских возможностей для наших соотечественников и гостей Казахстана и все вытекающие из этого преимущества, вклад в экономику авиационной отрасли.

НЕДАВНО БЫЛИ ОЗВУЧЕНЫ ПЛАНЫ ПО ОТКРЫТИЮ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ МИРА: НЬЮ-ЙОРК, ТОКИО И СИНГАПУР. КАК ВЫХОД ИЗ «ЧЕРНОГО СПИСКА» ЕВРОСОЮЗА ВЛИЯЕТ НА ОТКРЫТИЕ НОВЫХ РЕЙСОВ В СТРАНЫ АЗИИ И АМЕРИКИ?

Ограничение полетов в Европейский союз является показателем безопасности авиации той или иной страны, с которым считаются во всем мире. Наша авиация – не исключение. При переговорах об открытии новых маршрутов авиационные власти многих стран указывали на наличие ограничений полетов в еврозону. Нам задавали неудобные вопросы и констатировали: «насколько вы безопасны, насколько вы соответствуете требованиям?». Требования американских властей, например, намного жестче. Увидев ограничения полетов куда-нибудь, они вряд ли разрешат полеты к себе. Поэтому выход из «черного списка», безусловно, очень сильно поможет нашим авиакомпаниям в успешном развитии их деятельности.

Подытоживая, хочу выразить благодарность. Особую – главе государства, без поддержки которого мы не смогли бы реализовать поставленную задачу. Правительству, министерству, которое объединило усилия для устранения недочетов авиационной отрасли. Парламенту, который поддержал предложенные изменения в законодательство. Специалистов ИКАО и Евросоюза, с которыми мы работали, – за то, что во всех вопросах постоянно нам шли навстречу, оказывали содействие в решении многих трудных задач. И особенная благодарность всем работникам отрасли за сплоченность в решении поставленных задач для прогресса нашей авиации.

СПАСИБО ЗА БЕСЕДУ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика