Витая в облаках. Чем живут казахстанские авиаспоттеры

История появления авиационных споттеров берет начало в 1925 году, в период создания Королевских Наблюдательных Войск в Англии (Royal Observation Corps). Это были даже не войска, а гражданские добровольцы, перед которыми стояла задача – наблюдение за объектами в воздухе. Это были первые споттеры, специально обученные распознавать различные типы воздушных судов.

Фото сделаны споттерами Астаны и Алматы в июне 2015 года в аэропорту Астаны

Роль «наблюдателей за небом» была актуальна в течение холодной войны, но с появлением современного радиолокационного оборудования и более скоростных самолетов эта роль была существенно уменьшена. В 1991 году Наблюдательные Войска были окончательно расформированы. Сегодня споттинг превратился в мирное увлечение и представляет собой полную погруженность в мир авиации. Безошибочное определение типа воздушного судна, знание авиационной техники, отслеживание редких воздушных судов – это то, чем живет и дышит современный авиаспоттер. Известный казахстанский авиаспоттер Александр Другов рассказал нам о тех, чья любовь к самолетам так же безгранична, как и весь пятый океан.

СУТЬ АВИАСПОТТИНГА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В НАБЛЮДЕНИИ ЗА САМОЛЕТАМИ КАК В НЕБЕ, ТАК И НА ЗЕМЛЕ, ОПРЕДЕЛЕНИИ ТИПА ВОЗДУШНОГО СУДНА, ЕГО БОРТОВОГО НОМЕРА И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К АВИАКОМПАНИИ, СТРАНЕ

СКАЖИТЕ, АЛЕКСАНДР, В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ АВИАСПОТТИНГА? ЧТО ЕЩЕ ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОМИМО АВИАФОТОГРАФИИ?

Название происходит от двух английских слов wing – крыло и фотография – это всего лишь одна из составляющих авиаспоттинга. Суть авиаспоттинга заключается в наблюдении за самолетами как в небе, так и на земле, определении типа воздушного судна, его бортового номера и принадлежности к авиакомпании, стране. Особый интерес вызывают самолеты с редкими или необычными ливреями. Большинство споттеров от- лично знают расписание рейсов самолетов и отслеживают прилет (вылет) редких воздушных судов.

КТО БЫЛ ПЕРВЫМ В КАЗАХСТАНЕ? РАССКАЖИТЕ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СПОТТИНГ-КЛУБОВ АСТАНЫ И АЛМАТЫ.

В Астане официальный споттинг впервые прошел в 2011 году при поддержке отдела маркетинга аэропорта. Присутствовали 14 человек. Сейчас желающих намного больше, но аэропорт ограничивает количество пропусков. Тем, кто заинтересуется созданием авиаспоттинга, советую в интернете почитать статьи, очень интересно и познавательно.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТРУДНОСТИ С ДОСТУПОМ НА АЭРОДРОМЫ?

Получить официальный доступ на территорию аэропортов не так уж и просто. Для этого пишется письмо в HR-отдел аэропорта с просьбой разрешить проведение авиаспоттинга, обращение рассматривается высшим руководством и принимается решение о разрешении либо отказе. В случае положительного решения мы предоставляем список участников с указанием полных данных, копиями удостоверений личности и маркой фотооборудования. По приезде в аэропорт САБ (служба авиационной безопасности) выделяет своего сотрудника для сопровождения нашей группы. Предоставляют автобус, на котором и происходит перемещение по территории аэропорта. Залогом дальнейших отношений является обязательное выполнение указаний представителя аэропорта.

Фото сделаны споттерами Астаны и Алматы в июне 2015 года в аэропорту Астаны

СОДЕЙСТВУЮТ ЛИ АВИАКОМПАНИИ ВАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? 

Хотелось бы выразить отдельную благодарность нашим авиакомпаниям. Дело в том, что перед выездом на авиаспоттинг мы созваниваемся и пишем письма в наши авиакомпании на разрешение фотографирования принадлежащих им бортов. Со своей стороны при необходимости обязуемся предоставить весь отснятый материал на безвозмездной основе. В некоторых случаях компании идут нам навстречу и предоставляют доступ в салон самолетов. Мечта любого авиаспоттера – оказаться за штурвалом воздушного судна.

ЧТО ДАЕТ АВИАСПОТТИНГ ЕГО ПОКЛОННИКАМ?

Авиаспоттинг – это хобби! Ни о какой прибыли здесь речь не идет. Споттера можно сравнить с рыбаком, который получает удовольствие от каждой пойманной рыбы. Авиаспоттинг – это, в первую очередь, удовольствие, а во вторую – азарт.

ЧТО ТАКОЕ ВИРТУАЛЬНЫЙ СПОТТИНГ? КАК ДАВНО ОН СУЩЕСТВУЕТ?

Прежде чем начать рассказывать о виртуальном споттинге, нужно рассказать о таких людях, как симмеры. Симмер – виртуальный пилот, увлекающийся гражданской (военной) авиацией, играющий в симуляторы реальных летательных аппаратов с соблюдением всех правил воздушных полетов. Проще говоря, на сегодняшний день разработано несколько игровых симуляторов, позволяющих игроку в режиме реального времени полетать на самолетах или сесть за пульт диспетчера. Главное условие при игре в режиме онлайн – соблюдение правил авиации. Так вот, виртуальные споттеры делают скриншоты воздушных судов в небе и на земле именно с этих симуляторов.

Фото сделаны споттерами Астаны и Алматы в июне 2015 года в аэропорту Астаны

СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ВХОДИТ В СОСТАВ СПОТТИНГ-КЛУБОВ? КАКОВА ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТИХ ЛЮДЕЙ?

Очень много авиаспоттеров занимаются любимым делом сами по себе, в связи с этим озвучить конкретную цифру не представляется возможным. Основная деятельность этих людей различная, от дворников до директоров, но объединяет их всех любовь к авиации.

КАКОВЫ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВИАСПОТТИНГА В КАЗАХСТАНЕ?

С каждым годом наше сотрудничество с аэропортами и авиакомпаниями становится теснее и интереснее. Нас приглашают на мероприятия, делают презенты. Мы в ближайшее время при поддержке авиакомпаний планируем организацию авиаспоттингов в разных регионах Казахстана, что должно привлечь интерес иностранных туристов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика