Аэрофобия и СМИ: кто в ответе за информацию?

В ВЕК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛЮБОЕ ГРОМКОЕ СОБЫТИЕ БЫСТРО СТАНОВИТСЯ ДОСТОЯНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПОВСЕМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА СДЕЛАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ МОЛНИЕНОСНЫМ. ЭТО КАСАЕТСЯ И АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СООБЩЕНИЯ О КОТОРЫХ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ИНТЕРНЕТ-СМИ УЖЕ В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ПОСЛЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА С АВИАРАДАРОВ. ПОЗЖЕ СЛЕДУЕТ БУРНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ, КОТОРЫЕ АЗАРТНО ОБСУЖДАЮТ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ САМОЛЕТА, ЧИСЛО ПАССАЖИРОВ НА БОРТУ И ПРИЧИНЫ ЕЩЕ ДАЖЕ НЕПОДТВЕРЖДЕННОГО КРУШЕНИЯ. В ПРЕДДВЕРИИ ДНЯ ЖУРНАЛИСТИКИ SKY РАССУЖДАЕТ О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СМИ, И В ЧАСТНОСТИ О ТОМ, КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ БЛОГЕРЫ, ТОГО НЕ ЖЕЛАЯ, МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ, ПОТЕНЦИАЛЬНО ЯВЛЯЮЩИМИСЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ АВИАУСЛУГ.


МЫ – ТО, ЧТО МЫ ПОТРЕБЛЯЕМ

Боязнь полета — одна из самых распространенных человеческих фобий. У ряда людей она выражается в панических атаках, нервозности перед полетом, учащенном дыхании и сердцебиении. Интересно, что люди, страдающие страхом полета, зачастую даже не поднимались на борт воздушного судна, а ужасающие картины крушения самолетов в их голове всплывают кадрами из просмотренных фильмов и новостей. Эти кадры, помноженные на собственные домыслы и страхи, подсознательно влияют на потенциальных пассажиров, рисуя им варианты непременно неблагополучного развития событий в полете.

В свою очередь СМИ, в погоне за рейтингами, подкрепляют подробности каждой авиатрагедии списками имен, фотографиями, трогательными историями из жизни погибших и неподдельными страданиями родственников. При этом событие зачастую перерастает за пределы разумных объемов информации и сроков освещения, занимая большую часть новостного эфира и принимая формы скорбных интервью, историй трагически погибших, устрашающих обзоров авиа-неудач.

И СМИ достигают цели. Впечатлительный человек реагирует – как иначе? Ведь погибли молодые, красивые, счастливые люди. Тут же срабатывает инстинкт самосохранения: никто не хочет оставить детей сиротами, причинить боль близким и любимым. И, как один из итогов, по оценкам Института психологии Российской Академии Наук (РАН) около 15 процентов взрослого населения страдают страхом полетов.

По словам Константина Зуева, специалиста Института психологии РАН, аэрофобия — это заболевание, которое может быть, как самостоятельным, так и частью другого заболевания, например, клаустрофобии. Но, точный диагноз «аэрофобия» может поставить только узконаправленный специалист. При этом ни один специалист не сможет дать точного определения причинам возникновения этих страхов: сколько человек – столько и причин. Однако выделяются некоторые закономерности появления аэрофобий, и они довольно тесно связаны с излишним вниманием и раздуванием темы авиа-неудач со стороны СМИ.

Люди, страдающие страхом полетов, страхом закрытого пространства или, просто обладающие впечатлительной душой, являются уязвимой частью населения, уже готовой к восприятию негативной информации. И это – тот факт, который СМИ не имеют права игнорировать.

СВОБОДА ПЕЧАТИ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДКРЕПЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СМИ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ

По мнению Константина Зуева «наиболее оптимальным представляется вариант, когда информация об инциденте не утаивается, но при этом и само событие не драматизируется. Правдивая, точная и однозначная информация нужна для того, чтобы в сознании отдельных людей и социальных групп не возникало альтернативных версий произошедшего. В попытках скрыть правду, некоторые чиновники и подконтрольные им СМИ порождают у населения фантазии, которые подчас страшнее реальности. С другой стороны, показ излишних подробностей с места катастроф так же не желательны. Слишком натуралистичная картинка вызывает очень сильные негативные переживания». Подобные визуальные и информационные излишества приводят к тому, что даже небольшие технические неполадки при полете, к примеру, попадание воздушного судна в зону турбулентности, могут вызвать у особо впечатлительных людей сильнейшую панику и резкое обострение симптомов аэрофобии. Сохранить же спокойствие при перелете пассажиру поможет полная осведомленность о воздушных суднах, мерах безопасности при полете, информация от профессиональных психологов, рейтинги надежных перевозчиков. Знание «дела» придаст уверенность потенциальному пассажиру.

Неоспоримая статистика гласит: у человека куда больше шансов погибнуть в автокатастрофе, при крушении поезда или от пресловутого удара «кирпичом по голове», чем разбившись на самолете. Судите сами.

Вероятность погибнуть:

• от удара кирпичом, примерно 1:8000

• пешеходу от автомашины — 1:700

• в автокатастрофе — 1:5000

• в авиакатастрофе — 1:11 000 000.

Кроме того, частое и слишком пристальное освещение авиационных инцидентов в СМИ влияет не только на доверие потенциальных и реальных пассажиров к воздушному транспорту и их боязнь летать, но и на работу авиакомпаний.

Источник фото: www.zutsu-raku.com

Представитель департамента по корпоративным коммуникациям авиакомпании Air Astana Тлек Абдрахимов утверждает, что при освещении авиационных инцидентов главное — отделять факты от вымысла: «Со своей стороны авиакомпания сразу же дает комментарии по тому или иному происшествию, проводит встречи со СМИ для разъяснения ситуации, а также семинары по борьбе с аэрофобией. В последнее время такую информацию распространяют далекие от авиации люди, которые оперируют непроверенными данными, и, к сожалению, им верят. Важно доверять только официальной информации, исходящей от авиакомпании или от официальных органов». «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» сказал знаменитый Антуан де Сент-Экзюпери. Сегодня слова классика в адрес медийного сообщества могли бы прозвучать и так: «Мы навсегда в ответе за то, что сказали или написали». Важно помнить, что индивидуальность человека, в том числе, выражается в его непохожести и неоднозначности восприятия. То, что безразлично одному, может глубоко ранить другого. Главное на обширном информационном поле — оперировать проверенными фактами и всегда помнить о социальной ответственности, в том числе, и перед авиапассажирами.

ПЯТЬ СОВЕТОВ ОТ AIR ASTANA ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ ЛЮДЯМ ПРИ ПРОСМОТРЕ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА:

  1. Тренеры для подавления страха полета рекомендуют различные дыхательные упражнения, например, технику капалабхати (нормальный вдох и резкий выдох 10 раз).
  2. Помогает также массирование макушки, задней части шеи, мочки уха, точки между большим и указательным пальцем, и под коленями. Массаж этих точек снимает усталость и улучшает циркуляцию крови.
  3. Забавный, но действенный способ — пощекотать языком верхнее нёбо.
  4. Еще один способ — надеть резинку на запястье, натянуть и отпустить резинку, чтобы почувствовать боль, и переключить внимание со своего страха на боль.
  5. Страх можно снять, только если человек доверяет кому-либо, чему-либо. Поэтому стоит посещать специальные тренинги, на которых авиакомпании рассказывают о самолётах и техническом обслуживании, о подготовленности пилотов и бортпроводников к внештатным ситуациям на борту.

КГА ИНФОРМИРУЕТ

По информации Департамента по расследованию транспортных происшествий и инцидентов МИР РК, все авиационные происшествия с человеческими жертвами (за исключением авиакатастрофы с ВС CRJ-200 в 2013 году) произошли в малой авиации, которая не учитывается в международной статистике ИКАО.

При этом количество авиационных происшествий с учетом малой авиации в среднем за 5 лет остаются на одном уровне (2,6 случаев в год), при существенном росте объемов авиационной деятельности и возрастании рисков (перевозки пассажиров возросли с 4,6 млн. в 2012 г. до 6 млн. в 2016 г., налет воздушных судов увеличился с 14,5 тыс. часов в 2012 г. до 16,5 тыс. часов в 2016 г.).

Автор: Виктория Шиптенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика