Анатомия справок

Важным вопросом гражданской авиации всегда была и остается тема медицинского обеспечения полетов. Речь, прежде всего, о сохранении здоровья и профессионального долголетия пилотов, ранней диагностике, эффективной профилактике, лечении различных заболеваний и реабилитации лиц летного состава. И здесь главным предметом рассмотрения является совершенствование врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ).

Применяются два способа медицинского освидетельствования: комиссионное и единоличное. Последнее применяется в США, Европе и в ряде других стран. Здесь врачебно-летную экспертизу осуществляют авиамедицинские эксперты — АМЕ.

В странах СНГ и других государствах эту функцию выполняют врачебно-летные экспертные комиссии гражданской авиации в составе терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога и отоларинголога, подготовленные по базовой врачебной специальности и авиационной медицине.

В настоящий момент по рекомендации ИКАО Казахстан планирует перейти от комиссионной системы ВЛЭ к институту АМЕ. Однако камнем преткновения стал вопрос о возможности освидетельствования пилотов казахстанских авиакомпаний в иностранных медицинских центрах.


Разобраться в ситуации нам помогли заместитель Генерального директора РГП «Казаэронавигация» Марат Дауталиев и аккредитованный независимый эксперт МЗ РК, к.м.н., авиационный врач Альмира Бердонгарова, которые входят в состав рабочей группы Комитета гражданской авиации и занимаются разработкой законодательных актов по теме медицинского освидетельствования пилотов.

НА ЧТО НАПРАВЛЕНЫ РЕФОРМЫ В МЕДИЦИНЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РК?

Основные реформы в медицине Гражданской авиации направлены на переход от комиссионного медицинского освидетельствования к институту авиамедицинских экспертов. Один из главных вопросов в рамках данной реформы – будут ли допущены к медицинскому освидетельствованию иностранные авиационные медицинские центры. В их пользу говорит скорость – в некоторых странах медицинский сертификат выдается в течение одного дня только по результатам исследований гемоглобина, общего анализа мочи и осмотра офтальмолога. Но при этом, зачастую, нет фокусировки на главном – летном долголетии и медицинской безопасности, то есть о сохранении здоровья путем своевременного выявления болезни при периодическом медицинском осмотре, динамическом наблюдении, своевременном лечении с учетом специфики специальности между комиссионными периодами.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ НЕОБХОДИМЫЙ ПОЛНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР СЕЙЧАС?

На самом деле, прохождение комиссии в Казахстане также возможно за один день. Согласно действующим нормам ICAO, авиационный персонал может начать проходить все исследования предварительно за 45 дней, а затем за половину дня или за один день получить медицинское заключение: Центральная врачебно-летная комиссия (ЦВЛЭК) размещается в здании с мощностью 300 посещений в смену и обслуживает только авиационный персонал, ежедневно работает по две бригады врачей-экспертов, что позволяет выбрать авиационного врача-эксперта.

ОБЯЗЫВАЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ИКАО ПРОХОЖДЕНИЕ МЕДИ- ЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ЦЕНТРАХ?

Согласно документам ИКАО (Приложение1 Чикагской конвенции (1944г.), в конкретном государстве могут действовать национальные правила в силу специфических условий, которые имеются в Казахстане.

Возьмем, к примеру, заболевания системы кровообращения и туберкулез. По данным статистики, стандартизованный коэффициент смертности населения от болезней системы кровообращения в РК на 100 000 населения составил 367,83, что выше показателя Великобритании в 2,6 раза (140,73), Германии- в 1,8 раза (199,75). А показатель заболеваемости устойчивой формой туберкулеза на 100 000 населения за 2015 год (по данным ВОЗ) составил в Казахстане 50. Для сравнения: в Германии и Австрии 0,29, в Японии — 0,21, в Турции — 0,9, в Румынии — 4,8, в Узбекистане – 33,0, в России – 42. Ежегодно, по данным ЦВЛЭК, у авиационного персонала выявляются социально-значимые заболевания, при которых по стандартам ICAO из-за угрозы безопасности полета отказывают в выдаче медицинского сертификата. Так, только в 2015 году было 117 случаев отказа авиационному персоналу (пилоты, авиадиспетчеры, бортпроводники), за 2016 год – 71 случай.

На наш взгляд, приведенные факты достаточны для того, чтобы применить в Казахстане, по рекомендации ICAO, национальные правила и сохранить обследование в обязательном объеме: ежегодно — флюорографию, регулярно – УЗИ-исследо- вание, ЭКГ.

НА СЕГОДНЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВРАЧЕБНО-ЛЕТНАЯ КОМИССИЯ ОСНАЩЕНА ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ МЕДИЦИНСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ ЭКСПЕРТНОГО КЛАССА, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Кроме того, Doc 8984 ИКАО обязывает уполномоченный орган (Комитет гражданской авиации – Прим. ред.) проводить анализ данных медицинских заключений по итогам регулярных медицинских осмотров. Но вопрос в том, какой из иностранных медицинских центров и авиамедицинских экспертов готов предоставлять конфиденциальную информацию по заболеванию авиационного персонала? Также по требованиям ICAO, обладатель свидетельства, при заболевании должен обратиться за консультацией к специалисту, у которого он получил сертификат. Консультация иностранного авиамедицинского эксперта в лучшем случае будет проходить в онлайн-режиме, без визуального осмотра пациента, что, в свою очередь, является нарушением действующего Законодательства РК.

Источник фото: www.viaggi.corriere.it

КАК ВЫГЛЯДИТ ЮРИДИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА?

По стандартам ICAO Комитет гражданской авиации должен назначать авиационных экспертов, в том числе и иностранных, которые будут проводить экспертизу по правилам РК (Регламент Комиссии EASA Doc.1178/2011,ст.54 Закона РК по ИВП). Также назначаемый иностранный эксперт попадает под все нормативные процедуры Казахстана, в том числе касающиеся обучения. При этом только Казахстан несет юридическую ответственность за всех членов экипажа, включая иностранных пилотов, получивших медицинский сертификат в иностранных медицинских центрах (Приложение 1 Doc 8984 ICAO).

Кстати, Казахстан в этом не одинок. Так, в США, Австралии, Саудовской Аравии не признаются медицинские сертификаты, выданные другими государствами, этим самым данные страны усиливают медицинское обеспечение безопасности полетов.

ДЕШЕВЛЕ ЛИ ПРОХОДИТЬ МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ?

Признание медицинского освидетельствования иностранных авиационных медицинских центров повлечет за собой только увеличение финансовых затрат. Прохождение комиссии в отечественных авиационных медицинских центрах в 2017 году будет стоить около 60 фунтов стерлингов. Тогда как в Великобритании медицинское освидетельствование пилота 1 класса, не достигшего 60 лет, в 2016 году стоило около 600 фунтов стерлингов. Это в 10 раз больше, чем в Казахстане. Естественно, это сразу повлияет на повышение тарифов на авиабилеты и вызовет недовольство граждан.

НЕ ПОВЛИЯЛА ЛИ ЦЕНА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРАХ НА ОСНАЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ?

На сегодня Центральная врачебно-летная комиссия оснащена всем необходимым медицинским оборудованием экспертного класса, что обеспечивает достоверность получаемых результатов. Медицинская деятельность ЦВЛЭК лицензирована в Республике Казахстан и работает в соответствии с международными требованиями ISO 9001-2009, ISO 50001-2012, OHSAS 18001-2008. В феврале 2016 года ЦВЛЭК вошла в состав ESAМ (Европейское общество по авиационной медицине) в качестве ассоциированного члена. ЦВЛЭК полностью удовлетворяет потребность авиационного персонала в экспертизе профессиональной пригодности, адресной профилактике, информативной диагностике, интенсивным лечением, комплексной реабилитацией, следовательно, обеспечивает профессиональное долголетие и медицинскую безопасность полетов.

В случае оттока авиационного персонала в иностранные медицинские центры Казахстан лишится возможности проводить экспертизы по 1 классу, а ведь это требование ИКАО. Это в свою очередь отразится на развитии медицины гражданской авиации. Между тем, только в последние годы авиационная медицинская служба стала отвечать международным стандартам.

В заключение, нужно сказать, при проведении любых реформ следует помнить, что «вместе с водой» можно «выплеснуть и ребенка», опровергнуть необходимое и накопленное ценное. В то же время наибольший эффект реформ будет достигнут тогда, когда интересы каждого конкретного субъекта в сумме создадут базу для достижения единой цели, обозначенной в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, – повышение требований к безопасности полетов и авиационной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика