Авиационная экология — пришел, испортил, улетел?

МЫ ЧАСТО ЛЕТАЕМ НА САМОЛЕТАХ, ВЫБИРАЯ ИХ КАК САМЫЙ БЫСТРЫЙ И САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ ВИД ТРАНСПОРТА. НО ЗАДУМЫВАЕМСЯ ЛИ МЫ, КАК САМОЛЕТЫ И В ЦЕЛОМ ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ СПОСОБНЫ ВЛИЯТЬ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ? СПОСОБСТВУЮТ ЛИ ОНИ ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА И ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВОЗДУХА? ВЛИЯЮТ ЛИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА? ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, КОТОРЫЙ ЕЖЕГОДНО ОТМЕЧАЮТ 5 ИЮНЯ, РЕДАКЦИЯ SKY ПОСВЯТИЛА ОБЗОР ВЛИЯНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ЭКОЛОГИЮ.


Гражданская авиация, как и любая высокотехнологичная деятельность, воздействует на экологию окружающей среды, загрязняя ее. Помимо такого распространенного вида загрязнения, как выбросы вредных веществ авиадвигателями, авиация обнаруживает специфические и очень удивительные для простого обывателя виды загрязнения. Сюда относится, прежде всего, шумовое загрязнение, о котором более подробно мы расскажем далее. А также существуют такие связанные экологические факторы, как звуковые удары, возникающие при полетах сверхзвуковых самолетов, и электромагнитное загрязнение, которое возникает из-за работы радиолокационной и радионавигационной техники аэропортов и летательных аппаратов, необходимых для наблюдения за полетами самолетов и метеообстановкой. Давайте подробнее рассмотрим первые два наиболее распространенных вида загрязнения.

ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ

Выбросы авиационных двигателей, работающих на керосине, состоят на 70% из углекислого газа (CO2) и чуть менее чем на 30% из водяного пара (H2O). Оба эти газа — парниковые, которые, как известно, способствуют процессу глобального потепления на Земле. Ещё примерно 1% выбросов составляют такие вредные вещества, как оксиды серы, несгоревшие углеводороды, угарный газ, оксиды азота, твердые частицы.

Влияние вредных выбросов в трех слоях атмосферы:

• приземленный слой – воздействие на здоровье людей;

• верхняя тропосфера (около 10 километров), где пролетают гражданские самолеты — влияние на изменение климата;

• нижняя стратосфера (15-22 километров), где в будущем, возможно, будет летать сверхзвуковой транспорт — влияние на истощение озонового слоя планеты.

При этом нужно отметить, что вклад авиации в загрязнение воздуха пока не так велик, как у других отраслей. Тем не менее, вредные выбросы всё же влияют на состав атмосферы.

Помочь в борьбе с этим видом загрязнения может, прежде всего, сокращение выбросов, а также новые технологии, основанные на использовании «чистой» энергии. Для этого авиакомпании стараются повышать топливную эффективность летательных аппаратов, улучшая эффективность двигателей и аэродинамику летательных аппаратов, а также используя альтернативные виды топлива. При правильном распределении топлива и улучшенном механизме работы двигателей количество вредных выбросов (в частности угарного газа и сажи) минимизируется.

Также для борьбы с загрязнением окружающей среды авиатранспортом, государства и авиакомпании практикуют такие способы, как добровольные соглашения (например, Киотский протокол об изменении климата), взимание платы за вредные выбросы, торговля эмиссионными квотами и налог на авиатопливо.

Источник фото: www.gigaom.com

ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

В последние годы на окружающую среду и здоровье людей все большее влияние оказывает и шумовое загрязнение. В авиатранспорте шум создают сами летательные аппараты, авиационные двигатели, а также оборудование стационарных объектов, на которых производится техническое обслуживание и ремонт летательных аппаратов, и другие механические шумы.

Уровни шума:

• безвредный порог шумового загрязнения — 70 дБ (децибел);

• на перронах аэропортов – до 100 дБ;

• в помещениях диспетчерских служб от внешних источников — 90-95 дБ;

• внутри зданий аэровокзалов — до 75 дБ;

• от авиационных двигателей – 140 дБ;

• уровень шума свыше 130 дБ может вызвать акустические травмы.

Особо громкие шумы создают реактивные самолеты и низколетающие высокоскоростные военные самолеты. При этом на характер производимого шума влияют также форма носа, лобовое стекло летательного аппарата, шум винта появляется за счет движения воздуха вокруг лопастей.

Для уменьшения шума воздушных судов необходимы модернизация и развитие авиационной техники. К примеру, необходимо внедрять менее шумные воздухозаборники и выхлопные сопла, совершенствовать аэродинамические формы и компоновки двигателей летательных аппаратов. Также для снижения шумов, издаваемые авиатранспортом, представители авиации применяют специфические эксплуатационные и организационные методы. К примеру, специальные приемы пилотирования, запрещение пролета самолетами населенных пунктов на малых высотах, выбор оптимальных трасс для воздушных судов, ограничение полетов и применение воздушных судов менее шумных типов в ночное время.

В целях защиты от шума в аэропортах применяются так- же специальные стационарные и передвижные глушите- ли шума, создаются отражающие шум экраны, например, полосы лесных насаждений или высокие заборы вблизи взлетно-посадочных полос.

путешествие в 2015-2016 годах. Solar Impulsе считается первым в мире пилотируемым самолетом, способным летать за счет энергии Солнца, причем неограниченно долго. Энергию он запасает в аккумуляторных батареях. Размах его крыла сравним с Airbus A340 (63 метра), он способен развивать крейсерскую скорость до 70 км/ч и набирать высоту до 8500 метров. Электроэнергия, вырабатываемая солнечными батареями, питает четыре электродвигателя и заряжает аккумуляторы. Самый его длительный безостановочный перелет — из японского города Нагоя до американского штата Гавайи, который продлился 117 часов и 52 минуты.

Известно, что проект на выставке представит сама компания Solar Impulsе.
Также на выставке ожидается участие многоотраслевой американской корпорации General Electric, которая занимается производством авиационных двигателей. Тема экологии для них не нова — компания более десяти лет назад начала заниматься исследованиями в области экологических чистых источников энергии, которые в будущем могли бы оказывать существенное влияние на структуру энергетики во всем мире.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Гражданская авиация продолжает работать над увеличением своих способностей, начиная от грузоподъемности и заканчивая увеличением пространства для комфортного пребывания пассажиров на воздушном судне. Самолеты растут и превращаются в гигантские крейсеры, а в будущем, не так давно описанном фантастами, могут превратиться и в настоящие летающие корабли, размерами с айсберг.

И именно в этой глобальной гонке за рекордами крайне важно продолжать прислушиваться к дыханию нашей планеты.

ШУМ, КАК ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР, ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА 15% ВСЕХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. АКУСТИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВСЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТРАДАЮТ НЕРВНАЯ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМЫ И ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ. К ПРИМЕРУ, ПОСТОЯННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА (БОЛЕЕ 80 ДБ) ПРИВОДИТ К ГАСТРИТУ И ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА.

КАЗАХСТАНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

Представители гражданской авиации для решения экологических вопросов в своей деятельности, безусловно, делают многое. Основным международным органом, регулирующим вопросы защиты окружающей среды от воздействия авиации, является специализированное учреждение ООН – Международная организация гражданской авиации (ИКАО), на которую возложена ответственность за разработку стандартов, рекомендуемой практики и инструктивного материала по различным аспектам деятельности международной гражданской авиации. Все предписанные экологические стандарты и правила безукоснительно выполняются авиационными органами каждой страны – члена ИКАО. Это касается и Казахстана.

Но какое еще внимание уделяется в нашей стране вопросам авиационной экологии? Этот вопрос, безусловно, совпал с основной тематикой главного события года в Казахстане — международной специализированной выставки EXPO-2017. «Энергия будущего» – тема выставки непосредственно связана с сохранением климата планеты и охраной окружающей среды.

Как сообщили в департаменте контента и организации мероприятий АО «НК «Астана ЭКСПО-2017», на выставке будет представлена одна из самых передовых авиатехнологий, цель которой заключается в использо- вании исключительно чистой энергии и устранении загрязнения атмосферы. Речь идет о шведском проекте Solar Impulsе — самолете, летающем только на энергии Солнца.

Самолет Solar Impulsе II, модель которого имеет официальное название HB-SIB, совершил первое кругосветное

Автор: Альфия Аймакова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика